Проблемная ситуация: ЗАО осуществляет оптовую торговлю
импортными товарами и применяет УСН (объект - доходы, уменьшенные на величину
расходов). Экспедирование и доставка покупных товаров осуществляются на
основании договора с транспортной организацией, которая в дальнейшем выставляет
счета и акты за оказанные услуги.
Согласно пп. 1
п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы признаются в момент погашения
задолженности. Транспортные расходы входят в состав материальных расходов на
основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. В Письме Минфина
России от 17.10.2006 N 03-11-05/233 рекомендуется списывать в расходы при
применении УСН стоимость транспортно-экспедиционных расходов после реализации
товара и получения оплаты от покупателей.
Вправе ли ЗАО включить в состав расходов
при применении УСН транспортно-экспедиционные услуги после их фактической
оплаты транспортной организации, не дожидаясь реализации самих товаров?
Каков порядок включения в состав расходов
при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, транспортных расходов
при доставке товара с таможенного склада напрямую на склад покупателя
(стоимость доставки включать в себестоимость товара либо в состав материальных
расходов)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/59
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов
организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, и на основании
информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают
расходы, предусмотренные в ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252
Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса
произведенные расходы должны быть обоснованны и
документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в перечне расходов, учитываемых организацией,
применяющей упрощенную систему налогообложения, предусмотрены материальные
расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления
налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6
п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, расходы на
приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними
организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих
работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам)
производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних
организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных
подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации,
в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок,
других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и
доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, при исчислении налоговой
базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, транспортно-экспедиционные расходы, а также транспортные
расходы, связанные с доставкой товара с таможенного склада на склад покупателю,
учитываются в составе материальных расходов.
При этом согласно п. 2 ст. 346.17 Кодекса
расходы принимаются к учету после их фактической оплаты.
В соответствии с пп.
1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса материальные расходы (в том числе расходы по
приобретению сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности
путем списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности
- в момент такого погашения.
Вместе с этим сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н, обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и
иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.04.2010