Проблемная ситуация: О применении НДС организацией,
являющейся плательщиком ЕСХН, при выставлении покупателю счета-фактуры с
выделением суммы НДС, а также при реализации товаров на экспорт до перехода на
уплату ЕСХН в случае, если пакет документов, необходимый для подтверждения
нулевой ставки по НДС, собран после перехода на уплату ЕСХН.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2010 г. N 03-07-11/118
В связи с письмом по вопросам применения
налога на добавленную стоимость организацией, перешедшей на уплату единого
сельскохозяйственного налога, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
Согласно п. 3 ст.
346.1 гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, являющиеся
налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются
налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на
добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе
товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на
добавленную стоимость, уплачиваемого в
соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость"
Кодекса.
Кроме того, на основании п. 4 ст. 346.1
Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей
налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В связи с этим такие организации
признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость в случаях,
предусмотренных ст. 161 Кодекса.
В иных случаях организации, являющиеся
налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, исчислять налог на
добавленную стоимость не должны.
Согласно п. 5 ст. 173 Кодекса в случае
выставления указанной организацией покупателю счета-фактуры с выделением суммы
налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом
счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Таким образом, после перехода организации
на уплату единого сельскохозяйственного налога организация не должна
реализовывать товары с учетом налога на добавленную стоимость. При этом налог
на добавленную стоимость, исчисленный и уплаченный в бюджет с оплаты (частичной
оплаты), полученной в счет поставок указанных товаров, к вычету не принимается.
Что касается
товаров, реализованных на экспорт до перехода на уплату единого
сельскохозяйственного налога, в отношении которых полный пакет документов,
предусмотренных ст. 165 Кодекса, собран после перехода на уплату данного
налога, то в соответствии с п. 5 ст. 167 Кодекса при реализации товаров на
экспорт моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость
является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Поскольку полный пакет
документов, предусмотренный ст. 165 Кодекса, собран организацией в момент,
когда организация не признается налогоплательщиком налога на добавленную
стоимость, то, по нашему мнению, у организации, перешедшей на уплату единого
сельскохозяйственного налога, не имеется оснований для применения нулевой
ставки налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров, а
также налоговых вычетов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
15.04.2010