Проблемная ситуация: Согласно Письму Минфина России от
28.12.2005 N 03-05-02-04/224 доначисление выплат налогоплательщиками в текущем
налоговом периоде в пользу физлица за прошедшие налоговые периоды не влечет за
собой корректировку налоговой базы по ЕСН и базы для начисления страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и представление корректирующих
деклараций за прошедшие налоговые периоды. Данная позиция подтверждается также
Письмом Минфина России от 15.09.2009 N 03-05-02-04/145.
Ситуация 1. В январе 2010 г. на основании
поступившего в конце указанного месяца листка нетрудоспособности работника,
относящегося к ноябрю - декабрю 2009 г., организация произвела перерасчет
заработной платы данному работнику с частичным удержанием в январе 2010 г.
оклада за дни нетрудоспособности данного работника в ноябре - декабре 2009 г.
При этом указанные перерасчеты
произведены организацией в январе 2010 г., а выплата причитающейся в результате
произведенных перерасчетов суммы - в феврале 2010 г. в соответствии с
установленными в организации сроками выплаты зарплаты.
Ситуация 2. В январе 2010 г. организация
на основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 27 декабря
2009 г., поступившего в подразделение организации в январе 2010 г., начислила
данному работнику оклад за дни, отработанные им в декабре 2009 г.
Налоговая база по ЕСН за 2009 г. по
данному работнику не формировалась, так как в 2009 г. у него не было доходов в
организации. При этом начисление вышеуказанной суммы произведено организацией в
январе 2010 г., а выплата - в феврале 2010 г.
Ситуация 3. В январе
2010 г. организация на основании приказа (распоряжения) о переводе работника на
другую работу с 29 декабря 2009 г. (с изменением должностного оклада),
поступившего в подразделение организации в январе 2010 г., доначислила
работнику организации (удержала с работника) оклад за дни, которые относятся к
периоду изменения оклада по приказу, т.е. к периоду работы в декабре 2009 г.
При этом начисление либо удержание
вышеуказанной суммы произведено организацией в январе 2010 г., а выплата
причитающейся в результате произведенных перерасчетов суммы - в феврале 2010 г.
Ситуация 4. В январе
2010 г. организация начислила работнице заработную плату за январь 2010 г., в
конце марта 2010 г. в учетное подразделение организации поступил листок
нетрудоспособности данной работницы в связи с отпуском по беременности и родам,
начинающимся в декабре 2009 г. и заканчивающимся в апреле 2010 г. В связи с
этим организация на основании заявления работницы произвела перерасчет заработной
платы данной работнице с частичным удержанием в марте 2010 г. заработной
платы за декабрь 2009 г. и за январь 2010 г.
При этом выплата заработной платы за
январь 2010 г. произведена организацией в феврале 2010 г., а выплата
причитающейся после произведенных перерасчетов суммы - в апреле 2010 г.
В каком порядке
организация должна корректировать налоговую базу по ЕСН за 2009 г. в указанных
ситуациях в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и отменой с 01.01.2010 гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ (п. 2 ст. 24 Федерального
закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-18
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
корректировки налоговой базы по единому социальному налогу за 2009 г. в случае
начисления выплат за этот период работнику в 2010 г. и сообщает, что позиция
Департамента, изложенная в упомянутых Письмах от 28.12.2005 N 03-05-02-04/224 и
от 15.09.2006 N 03-05-02-04/145, не изменилась.
Глава 24
"Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации
утратила силу с 1 января 2010 г., и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" с 1 января 2010 г. были введены страховые взносы в
государственные внебюджетные фонды.
В связи с этим выплаты, доначисленные организацией в 2010 г. в пользу физического
лица за прошедший налоговый период 2009 г., подлежат включению в 2010 г. в базу
для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды текущего
расчетного периода.
Таким образом, к выплатам, начисленным
организацией своим работникам в 2010 г., применяются положения упомянутого
Федерального закона N 212-ФЗ и корректировки налоговой базы по единому
социальному налогу за 2009 г. не требуется.
Одновременно отмечаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных
ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.04.2010