Проблемная ситуация: Возможно
ли предоставить льготу по налогу на прибыль организациям - жертвователям на
благотворительные цели?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/42
Департаментом налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу предоставления
льготы по налогу на прибыль организациям - жертвователям на благотворительные
цели и сообщается следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не
учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности,
поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и
органов местного самоуправления и решений органов управления государственных
внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или)
физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых
поступлений.
К целевым поступлениям на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в
частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пп.
34 ст. 270 Кодекса в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм
целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком-жертвователем на цели,
указанные в п. 2 ст. 251 Кодекса.
Следует отметить, что в соответствии с
принципами признания расходов, предусмотренными п. 1 ст. 252 Кодекса, в целях
налогообложения прибыли не учитываются не только расходы, производимые на
указанные выше цели, но также и другие средства, расходование которых не
связано с осуществлением направленной на получение дохода деятельности организации.
Рассматривая вопросы стимулирования
пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, по
нашему мнению, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды
жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления
налоговых льгот, поскольку одаривание направлено прежде всего на оказание бескорыстной помощи, а
не на извлечение экономических выгод.
Кроме того, при осуществлении
благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких,
например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей,
формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем
положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
Одновременно сообщаем, что в настоящее
время Минфином России завершается работа по разработке и согласованию с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта Основных
направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый
период 2012 и 2013 гг.
Указанным проектом, в частности,
предусмотрены мероприятия по созданию стимулов для инвестиционной активности, а
также поддержке инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики в
Российской Федерации в качестве основных целей налоговой политики в
среднесрочной перспективе.
В связи с
вышеизложенным предложение об освобождении от налогообложения части прибыли,
направляемой на цели дарения, в форме возмещения части налога на прибыль не
поддерживается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.04.2010