Проблемная ситуация: Организация в сентябре 1999 г.
уплатила НДС в бюджет в размере 2 000 000 руб. через банк. Банк подтвердил факт
списания денежных средств с расчетного счета
организации. ИФНС не признала данный платеж исполненным. Организация повторно
осуществила платеж в сумме 2 000 000 руб., в результате чего на лицевом счете
образовалась переплата. В тот момент организация не могла иметь недоимок по
уплате текущих налогов и сборов, так как с 1999 г. осуществляла платежи по
ранее допущенной задолженности в бюджет в связи с принятым решением о
реструктуризации задолженности.
После проведения
выездной налоговой проверки и вынесения решения ИФНС о непризнании обязанности
исполненной по уплате суммы НДС в бюджет в размере 2 000 000 руб. организация
обратилась в суд о признании незаконными действий ИФНС. 1 марта 2004 г.
заявление организации удовлетворено в полном объеме, арбитражный суд выдал
исполнительный лист, в котором обязал ИФНС устранить допущенные нарушения прав
и законных интересов организации путем
зачета 2 000 000 руб. в счет уплаты НДС в федеральный бюджет.
Однако налоговый орган не согласился с
решением суда и обратился в ФАС об отмене первоначального решения. После новых
рассмотрений ФАС оставил решение суда первой инстанции в силе, кассационную
жалобу ИФНС без удовлетворения.
10 марта 2006 г. письмом ИФНС сообщила,
что постановление суда исполнено. Данная сумма отразилась в общей сумме
платежей в лицевом счете. Однако после разделения платежей в лицевом счете
сумма в 2 000 000 руб. была выделена из общей суммы уплаты и отражена отдельно
как недоимка в бюджет без взимания пени. То есть ни исполнительный лист, ни
решение суда фактически исполнены не были.
После внесения
дополнения в ст. 59 НК РФ (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N
224-ФЗ) о списании не поступивших сумм НДС в бюджет, признанных судами как
безнадежных, при условии, что на 1 января 2009 г. банк ликвидирован,
организация вновь обратилось в ИФНС о списании с лицевого счета 2 000 000 руб.
и признании сумм НДС как уплаченных. ИФНС и УФНС дали разъяснения, что до тех пор, пока не будут внесены
изменения в Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100, а также
изменения и дополнения в Приказ Минфина России от 15.06.2005 N 72н, налоговые
органы не вправе принимать решения о признании безнадежными к взысканию и
списании сумм налоговых платежей, списанных с расчетных счетов, но не
поступивших в бюджетную систему РФ.
Как должны исполняться положения ст. 59
НК РФ и должны ли налоговые органы руководствоваться данными положениями? Будут
ли внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 и
Приказ Минфина России от 15.06.2005 N 72н?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-169
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения п. 3 ст. 59
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 59 Кодекса суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не
перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными
к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 указанной статьи в случае, если
на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к
взысканию и об их списании указанные банки
ликвидированы.
Следует отметить, что п. 3 ст. 59 Кодекса
распространяется на задолженность банков, которая образовалась вследствие неперечисления ими в бюджетную систему Российской Федерации
соответствующих сумм налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Пункт 3 ст. 59
Кодекса не применяется в отношении задолженности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов.
При наличии документов, подтверждающих
факт списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика, обязанность налогоплательщика признается исполненной.
Полагаем, что для
реализации п. 3 ст. 59 Кодекса не требуется внесения изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.04.2010