Проблемная ситуация: ООО, применяющее УСН (объект
"доходы минус расходы"), заключает договоры
транспортно-экспедиционного обслуживания импортируемых грузов. ООО не является
перевозчиком. Договоры заключаются на 1 год и более. Сумма вознаграждения в
договоре не указывается, так как в течение года она зависит от характера груза.
В рамках выполнения обязательств по
указанному договору ООО как оказывает собственные
услуги (проект ГТД, содействие при таможенном оформлении и др.), так и
привлекает сторонние организации (хранение груза на СВХ, складская обработка,
упаковка, доставка груза автомобильным транспортом и др.). Услуги сторонних
организаций являются обязательными, так как груз по импорту/экспорту
автоматически попадает на склады СВХ пограничного пункта пропуска.
По итогам выполнения работ (услуг) ООО
составляет общий акт, включающий стоимость собственных услуг и услуг сторонних
организаций.
ООО считает, что
для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в доходы
включается вся сумма, полученная от покупателя, отраженная в акте выполненных
работ (услуг), при этом в расходы включаются все расходы на оплату услуг
(работ) сторонних организаций, так как являются расходами производственного
характера согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Правомерна ли указанная позиция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/61
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации,
определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта
налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251
Кодекса.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса не учитываются доходы в виде
имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и
(или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору
комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет
возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным
за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов
комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями
заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское
или иное аналогичное вознаграждение.
Согласно п. 1 ст. 801 Гражданского
кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона
(экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента -
грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение
услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут
быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза
транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом,
обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор
(договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также
другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве
дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено
осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение
требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных
формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка,
уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение
груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В связи с этим организациями,
применяющими упрощенную систему налогообложения и исполняющими обязанности
экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции, не являющимися
перевозчиками, при определении налоговой базы учитываются доходы в виде
вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных
экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе
расходов. При этом, если организация-экспедитор
оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, осуществление
погрузочно-разгрузочных работ, доставку груза автомобильным транспортом и др.),
плата за их выполнение также включается в состав доходов.
Одновременно с этим
следует иметь в виду, что если согласно договору о транспортной экспедиции
сумма вознаграждения включает в себя суммы возмещения затрат, осуществленных
экспедитором за клиента, а также суммы оплаты дополнительных услуг, то при
определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, у экспедитора будут учитываться все
поступившие денежные средства от клиента по вышеуказанному договору.
Что касается расходов, учитываемых при
определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с
применением упрощенной системы налогообложения, то их перечень приведен в ст.
346.16 Кодекса.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в
вышеуказанном перечне расходов предусмотрены материальные расходы, которые
согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса определяются в соответствии с порядком,
предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6
п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы на приобретение
работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями
или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ
(оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного
характера относятся выполнение отдельных операций по производству
(изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья
(материалов), контроль за соблюдением установленных
технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие
подобные работы.
К работам (услугам)
производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних
организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных
подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации,
в частности, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок,
других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и
доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Исходя из этого расходы по оплате услуг
сторонних организаций, в частности, за хранение груза, складскую обработку,
упаковку, доставку груза (при заключении договора перевозки от собственного
имени) в указанное клиентом место, учитываются организациями, оказывающими
транспортно-экспедиционные услуги, при исчислении налоговой базы по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Кроме того,
обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской
Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России,
утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент),
в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения
граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.04.2010