Проблемная ситуация: 1. Согласно пп.
2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по
существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен
установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае
неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и
принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие
указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Таким образом, исходя из обстоятельств
дела (явка или неявка налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки,
либо заявленное ходатайство налогоплательщика о рассмотрении материалов
проверки в отсутствие налогоплательщика и другие причины) налоговый орган
обязан вынести решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в
отсутствие налогоплательщика или решение об отложении рассмотрения материалов
налоговой проверки.
Вынесение Решения об отложении
рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие
которого необходимо для рассмотрения материалов проверки, прямо предусмотрено пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ. Форма Решения об отложении
рассмотрения материалов налоговой проверки предусмотрена Приказом Федеральной
налоговой службы от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм
документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в
отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Указанный
документ доводится до сведения налогоплательщика.
Вынесение решения о рассмотрении
материалов налоговой проверки в отсутствие должностных лиц налогоплательщика, а
также его форма не регламентированы налоговым законодательством.
Обязан ли руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа в случае неявки должностных лиц
налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки вынести решение о
рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие должностных лиц
налогоплательщика? Каким нормативно-правовым актом регламентирован порядок вынесения
вышеуказанного решения налогового органа? Должно ли доводиться данное решение
до сведения налогоплательщика?
2. Каков порядок признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной в случае
взыскания налога за счет его имущества в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-172
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрены письма и сообщается следующее.
1. В соответствии с п. 4 ст. 31
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ФНС России вправе
утверждать формы предусмотренных Кодексом документов, которые используются
налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения, если иной
порядок их утверждения не предусмотрен Кодексом.
Кодексом не предусмотрена обязанность
руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в случае неявки лица,
в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя),
извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов
налоговой проверки, выносить решение о рассмотрении материалов налоговой
проверки в отсутствие указанного лица (его представителя).
Указанная информация содержится в решении
налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения, форма которого утверждена Приказом ФНС
России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
2. Разъяснение Департамента по вопросу о
признании обязанности налогоплательщика по уплате
налога исполненной в случае взыскания налога за счет его имущества в порядке,
предусмотренном ст. 47 Кодекса, было направлено Письмом от 11.09.2009 N
03-02-08/74.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.04.2010