Вопрос: О порядке
предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-156
Минфин России рассмотрел вопрос о
предоставлении отсрочки по уплате налогов и сообщает следующее.
Порядок предоставления отсрочки или
рассрочки по уплате налога и сбора установлен гл. 9 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Основания предоставления отсрочки или
рассрочки по уплате налогов и сборов предусмотрены п. 2 ст. 64 Кодекса.
Согласно ст. 63 Кодекса отсрочка
(рассрочка) по уплате федеральных налогов (за исключениями, указанными в п. 1
данной статьи) предоставляется на срок, не превышающий один год, ФНС России.
В соответствии с п. 5 ст. 61 Кодекса
изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в ст. 63
Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со ст. 73
Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 64 Кодекса заявление
заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога
с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому
заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в
п. 2 ст. 64 Кодекса.
Перечень документов, необходимых для
рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки или
рассрочки, определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов,
утвержденным Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@
(зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2006 N 8636).
В соответствии с п. 5 указанного Порядка
договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать
и заключать управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 62 Кодекса срок уплаты налога не может быть
изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, проводится
производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об
административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в
части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации.
Полагаем, что наличие задолженности
общества по уплате налоговых санкций не является основанием отказа в изменении
срока уплаты налога в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.
62 Кодекса. Кодексом не предусмотрено, что взыскание штрафа, предусмотренного
Кодексом, относится к производству по делу о налоговом правонарушении.
В соответствии с пп.
1 п. 2 ст. 64 Кодекса отсрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу
при причинении лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической
катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и
непредотвратимых обстоятельств.
Замена акцизной марки на марку нового
образца, разорение партнеров компании в дистрибьюторском секторе, ограничение
возможностей в привлечении доступных кредитов не относятся к обстоятельствам
непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях
обстоятельствам.
Одним из оснований, указанных в п. 2 ст.
64 Кодекса, является угроза возникновения признаков несостоятельности
(банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога,
при наличии которого и документов, подтверждающих соответствующее основание,
ФНС России может быть предоставлена отсрочка по уплате федеральных налогов.
Полагаем, что при наличии договора
поручительства, документов, подтверждающих основание, указанное в п. 2 ст. 64
Кодекса, организация вправе обратиться в ФНС России о предоставлении отсрочки
по уплате федеральных налогов.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
21.04.2010