Проблемная ситуация: Организация, применяющая УСН
(объект - доходы, уменьшенные на величину расходов), планирует заключить
лицензионный договор о приобретении прав на использование товарных знаков,
который подлежит госрегистрации в Роспатенте. За
регистрацию указанного договора взимается пошлина за совершение юридически
значимых действий, связанных с госрегистрацией
договоров о распоряжении исключительными правами на товарные знаки.
В соответствии с пп.
2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
расходы, связанные с патентованием и (или) оплатой правовых услуг по получению
правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства
индивидуализации.
В соответствии с ГК РФ товарные знаки и
знаки обслуживания относятся к результатам интеллектуальной деятельности и
связанным с ними средствам индивидуализации юридических лиц.
Уплата пошлины за совершение юридически
значимого действия по госрегистрации лицензионного
договора является необходимым условием для вступления указанного договора в
силу, а также получения правовой охраны использования организацией товарных
знаков.
Вправе ли организация при исчислении
налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, уменьшить полученные доходы на
расходы, связанные с уплатой пошлины за совершение юридически значимых
действий, связанных с госрегистрацией лицензионного
договора о приобретении прав на товарные знаки?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/66
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов организацией, применяющей
упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов,
уменьшенных на величину расходов, и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) определен перечень расходов, учитываемых
при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих
упрощенную систему налогообложения.
Расходы на приобретение нематериальных
активов предусмотрены пп. 2 п. 1 ст. 346.16 Кодекса,
состав их определяется согласно п. 4 ст. 346.16 Кодекса в соответствии с гл. 25
"Налог на прибыль организаций" Кодекса (п. 3 ст. 257 Кодекса).
В соответствии с п.
3 ст. 257 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса нематериальными активами признаются
приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной
деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные
права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ,
оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного
времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Согласно п. 1 ст.
1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правообладатель
может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат
интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не
противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том
числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного
права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих
результата интеллектуальной деятельности или
средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный
договор).
При этом заключение лицензионного договора
не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
В связи с этим расходы на приобретение
права пользования товарным знаком не относятся к расходам на приобретение
нематериальных активов.
Поэтому расходы, связанные с уплатой
пошлины за государственную регистрацию лицензионного договора о приобретении
прав на товарный знак, налогоплательщик не вправе относить к расходам,
связанным с приобретением нематериальных активов, учитываемым при исчислении
налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пп.
22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в составе расходов налогоплательщика, применяющего
упрощенную систему налогообложения, учитываются суммы налогов и сборов,
уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах.
В соответствии со
ст. 1249 ГК РФ за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом
на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное
достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных,
топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с
государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на
наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией
перехода исключительных прав к другим
лицам и договоров о распоряжении этими правами, взимаются соответственно
патентные и иные пошлины.
Перечень юридически
значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и
топологией интегральной микросхемы и за совершение которых взимаются
государственные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания
для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров,
отсрочки уплаты или возврата устанавливаются законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
Перечень остальных юридически значимых
действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеры,
порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин,
уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Следовательно, за совершение юридически
значимых действий, связанных с государственной регистрацией лицензионного
договора о приобретении прав на товарные знаки, должна уплачиваться патентная
пошлина.
Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса
Российской Федерации патентные пошлины являются неналоговыми доходами.
Поэтому суммы патентной пошлины,
уплачиваемой за совершение юридически значимых действий, связанных с
государственной регистрацией лицензионного договора о приобретении прав на
товарные знаки, налогоплательщик не вправе включать в расходы, учитываемые при
исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.04.2010