Проблемная ситуация: В конце 2009 - начале 2010 гг.
организация на правах бербоутного судовладельца
производила доковый ремонт судна, в том числе с согласия собственника судна за
счет организации были выполнены работы, направленные на увеличение просвета
открытия люка: установлен съемный распорный бимс, удалена межлюковая
перемычка и удлинены крышки трюма. Данные конструктивные изменения позволяют
удовлетворить потребность грузовладельца, который обратился к организации с
заказом на перевозку негабаритных грузов, в предстоящую навигацию 2010 г.
Каким образом в целях исчисления налога
на прибыль организации следует квалифицировать затраты, связанные с увеличением
просвета люка: как расходы на ремонт или капитальные вложения в форме
неотделимых улучшений?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/289
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли организаций капитальных вложений в арендованные объекты
основных средств и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 257 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае если налогоплательщиком
осуществляется достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация,
техническое перевооружение основных средств, расходы, связанные с выполнением
таких работ, увеличивают первоначальную стоимость основных средств.
К работам по достройке, дооборудованию,
модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или
служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта
амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми
качествами.
В целях налогообложения прибыли
организаций к реконструкции относится переустройство существующих объектов
основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его
технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции
основных средств в целях увеличения производственных
мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
В случае если расходы осуществляются с
целью текущего поддержания основных средств в рабочем
состоянии, то такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией, как расходы на ремонт согласно ст. 260 Кодекса при
условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (ст.
252 Кодекса).
Таким образом, при разграничении
модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение
технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им
других новых качеств. При этом стоимость проведения работ, в соответствии с гл.
25 Кодекса, не является критерием для такого разграничения.
Одновременно сообщаем, что исходя из
текста обращения конструктивные изменения, направленные на увеличение просвета
люка, были выполнены для удовлетворения потребности грузовладельца в целях
перевозки негабаритных грузов. Таким образом, данные расходы, по нашему мнению,
не соответствуют критериям расходов на ремонт, целью которых является поддержание
основных средств в рабочем состоянии.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.04.2010