Проблемная ситуация: Об обязанности платежных агентов
регистрировать в налоговых органах ККТ, входящую в состав платежных терминалов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 апреля 2010 г. N ШТ-37-2/551
Федеральная налоговая служба по вопросу
обязанности платежных агентов регистрировать в налоговых органах
контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), входящую в состав платежных
терминалов, сообщает следующее.
По состоянию на 15.04.2010
территориальными налоговыми органами выявлено 140 394 платежных терминала,
используемых для приема платежей физических лиц. Количество зарегистрированной
в налоговых органах ККТ, входящей в состав платежных терминалов, составляет 42
465 единиц, или 30,2% от общего количества платежных терминалов.
Федеральная налоговая служба располагает
информацией о фактах передачи платежными агентами платежных терминалов,
используемых для приема платежей физических лиц, в собственность кредитных
организаций, что позволяет платежным агентам не регистрировать в налоговых
органах ККТ, входящую в состав платежных терминалов.
Федеральной налоговой службой
установлено, что из общего количества платежных терминалов 40 877 (29,1%)
принадлежит кредитным организациям.
В средствах массовой информации и сети
Интернет появились предложения ряда коммерческих банков о готовности
приобретения терминалов у платежных агентов по договору обратного выкупа и
залога в виде векселя. При данной модели осуществления
деятельности по приему платежей физических лиц платежный терминал юридически
переходит в собственность кредитной организации (на чеке, выдаваемом клиенту,
печатаются реквизиты банка), однако фактическую деятельность по приему платежей
физических лиц (заключение договоров аренды мест под установку платежных
терминалов, оплату услуг GPRS-связи, техническое обслуживание оборудования и
т.д.) продолжает осуществлять платежный агент.
Статьей 6 Федерального закона от
03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц,
осуществляемой платежными агентами" установлено, что платежный терминал,
используемый платежным агентом при приеме платежей физических лиц, должен
содержать в своем составе ККТ.
В соответствии со
ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54-ФЗ) ККТ в составе платежного терминала, применяемого организациями (за исключением
кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть
зарегистрирована в налоговом органе.
Вместе с тем порядок применения
кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов,
порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением
ККТ, в соответствии с положениями Федерального закона N 54-ФЗ, определяется и
утверждается Центральным банком Российской Федерации. Действие полномочий
налоговых органов по контролю за соблюдением
законодательства о применении ККТ на кредитные организации не распространяется.
Сообщается в порядке информации, а также
для оценки эффективности указанного законодательства в части осуществления
налоговыми органами контроля за деятельностью
платежных агентов по приему платежей физических лиц.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
23.04.2010