Вопрос: О
применении НДС в отношении сумм предварительной оплаты, перечисляемых
российской организацией в счет предстоящего выполнения иностранной организацией
работ, местом реализации которых является территория РФ, до и после постановки
на учет иностранной организации в российском налоговом органе.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 2010 г. N 03-07-08/128
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении сумм предварительной оплаты, перечисляемых
российской организацией в счет предстоящего выполнения иностранной организацией
работ, местом реализации которых является территория Российской Федерации, до и
после ее постановки на учет в российском налоговом органе, и сообщает.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции
по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании
положений ст. ст. 11, 143 и 144 Кодекса налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость признаются организации - юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации),
а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы
и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций,
созданные на территории Российской Федерации
(иностранные организации), состоящие на учете в налоговых органах Российской
Федерации.
В соответствии со ст. 161 Кодекса при
реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых
органах, работ, местом реализации которых является территория Российской
Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в
российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного
лица.
Пунктом 4 ст. 174 Кодекса предусмотрено,
что налоговый агент, перечисляющий денежные средства за приобретаемые работы
(услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у
иностранного лица, не состоящего на учете в российском налоговом органе,
производит уплату налога на добавленную стоимость одновременно с выплатой
(перечислением) денежных средств указанному иностранному лицу.
Таким образом, в
случае, если перечисление сумм предварительной оплаты в счет предстоящего выполнения
работ, местом реализации которых является территория Российской Федерации,
осуществляется российской организацией иностранной организации до ее постановки
на учет в российском налоговом органе, уплата налога на добавленную стоимость
производится российской организацией - налоговым агентом одновременно с
выплатой денежных средств указанному иностранному лицу.
В случае если перечисление сумм
предварительной оплаты осуществляется российской организацией после постановки
иностранной организации на учет в налоговом органе Российской Федерации, то
обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в этом случае возлагается
на иностранную организацию. При этом на основании положений ст. ст. 153, 167 и
174 Кодекса данные операции подлежат отражению в декларации по налогу на
добавленную стоимость за те налоговые периоды, в которых такие суммы получены,
а налог уплачивается в бюджет не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев,
следующих за соответствующими налоговыми периодами.
Что касается
принятия к вычету иностранной организацией после постановки на учет
вышеуказанных сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных российской
организацией в бюджет в качестве налогового агента при перечислении сумм
предварительной оплаты данной иностранной организации до ее постановки на
налоговый учет в Российской Федерации, то действующими нормами Кодекса такой
вычет не предусмотрен.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
23.04.2010