Проблемная ситуация: Организация занимается оптовыми
поставками продуктов питания в магазины и торговые сети. В целях продвижения
товара и увеличения объема продаж организация-покупатель оказывает ей услуги мерчандайзинга.
Вправе ли организация-поставщик учитывать
подобные расходы в целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/294
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к
своей компетенции, сообщает следующее.
Согласно ст. 3 Федерального закона от
13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему
и его продвижение на рынке.
При этом объектом рекламирования могут
выступать товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец
товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном в гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании п. 1
ст. 252 Кодекса установлено, что расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Услуги мерчандайзинга
направлены на повышение привлекательности, доступности товаров для конечного
потребителя. К таким услугам, в частности, относятся приоритетная выкладка
товара, размещение полной ассортиментной линейки товара, поддержание
необходимого запаса товара в зале.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен Кодексом.
В соответствии со ст. 506 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец,
осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в
обусловленный срок или сроки производимые или
закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием.
Согласно ст. 494 ГК РФ выставление в
месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов
или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов,
фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи
признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.
Оплата поставщика-продавца покупателю
товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с
возникновением у покупателя обязанности передать
поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги
в рамках договора поставки. В общем случае указанные операции осуществляются в
рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли
и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Соответственно, затраты
поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной
торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как
экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
При этом могут иметь место случаи, когда
заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение
определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за
вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных
обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию
и ассортименту товаров поставщика-продавца.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по
договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика
совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а
заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика
(поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные
в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли)
способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования,
продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в
качестве услуг по рекламе.
Если целенаправленные, оговоренные в
договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли)
направлены и обеспечивают привлечение внимания розничных покупателей к товарам
определенного наименования, продаваемым организацией заказчиком
(поставщиком-продавцом), то такие действия являются услугами по рекламе,
которые учитываются в целях налогообложения прибыли в
пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного в п. 4 ст.
264 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.04.2010