Проблемная ситуация: О порядке учета для целей
исчисления налога на прибыль расходов на разработку национальных стандартов, а
также международных и региональных стандартов, утвержденных в качестве
национальных стандартов национальным органом по стандартизации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2010 г. N 03-03-05/97
Минфин России в дополнение к Письму
Минфина России от 02.03.2010 N 03-03-05/14 по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли организаций расходов на разработку стандартов сообщает
следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" (ст. ст. 2, 15 и 16) национальный стандарт является
элементом национальной системы стандартизации и представляет собой утвержденный
национальным органом Российской Федерации по стандартизации документ, в котором
в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и
измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике,
упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Национальные стандарты могут
разрабатываться любым лицом в порядке, установленном Федеральным законом
"О техническом регулировании", и утверждаются (регистрируются) национальным
органом по стандартизации.
В этой связи разработку национального
стандарта следует рассматривать не как производство предназначенного для
реализации (либо безвозмездной передачи) продукта, а в аспекте экономической
целесообразности такой разработки при использовании результата в экономической
деятельности налогоплательщика, учитывая следующие обстоятельства.
Статьей 252 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Таким образом, любые расходы вне
зависимости от того, поименованы они или нет в соответствующих статьях Кодекса,
при условии соответствия указанным в ст. 252 Кодекса критериям могут
учитываться в целях налогообложения прибыли (за исключением прямых изъятий,
предусмотренных ст. 270 Кодекса).
В целях определения
обоснованности расходов полагаем необходимым использовать решения
Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 04.06.2007 N
320-О-П) и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
(Постановление от 12.10.2006 N 53), которые указали, в частности, что
обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна
оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях
налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной
предпринимательской или иной
экономической деятельности.
Учитывая, что в
налоговом законодательстве не используется понятие экономической
целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения
финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов,
уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата, в силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8, ч. 10
Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее
самостоятельно на свой риск и вправе
самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Основываясь на
вышеизложенном, если расходы на разработку национального стандарта
документально подтверждены, разработанный налогоплательщиком стандарт утвержден
национальным органом по стандартизации и налогоплательщик намерен получить
экономический эффект в результате применения разработанного им стандарта,
указанные расходы могут быть единовременно учтены для целей налогообложения
прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на
основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
В аналогичном порядке учитываются в целях
налогообложения прибыли расходы на разработку международных и региональных
стандартов, утвержденных в качестве национальных стандартов национальным
органом по стандартизации.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
28.04.2010