Проблемная ситуация: В соответствии со ст. 11.4
Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка у его собственника
возникает право собственности на все образуемые в результате
раздела земельные участки.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ
права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента
регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Статья 12 Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" установлено, что права на недвижимое имущество и
сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном
реестре прав.
Разделы Единого
государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого
имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях
(обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным
номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и
присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в
соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости" его государственного учета (далее - кадастровый номер).
Идентификация земельного участка в Едином
государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который
присваивается ему органом кадастрового учета.
При этом следует отметить, что при
разделе земельного участка (преобразуемого земельного участка) его кадастровый
номер вносится в сведения государственного кадастра недвижимости в качестве
дополнительного сведения об объекте недвижимости (ст. 7 Федерального закона N
221-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона N 122-ФЗ
определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
взимается государственная пошлина.
Подпунктами 22, 27
п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса РФ определены размеры
государственной пошлины, в частности, за государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество юридическим лицами уплачивается государственная пошлина в
размере 15 000 руб., а за внесение изменений в записи Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - в размере 600 руб.
По правилам,
установленным п. 67 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об
утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", изменения в записи в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются при наличии
изменений, не влекущих прекращения права собственности или перехода права на
объекты недвижимого имущества, например при реконструкции объекта без изменения внешних границ, изменении
назначения объекта и т.п.
Однако указанными правилами не установлено,
чем будет являться раздел исходного участка: преобразованием объекта
недвижимости, влекущим внесение изменений в записи ЕГРП, или источником
возникновения вновь образованных земельных участков с вновь возникшими правами
на них.
Каков будет размер государственной
пошлины, подлежащей уплате при регистрации права собственности юридического
лица на образуемые в результате раздела земельные
участки?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2010 г. N 03-05-05-03/16
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу государственной
регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые в результате
разделения, и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за
исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной
регистрации прав на недвижимое имущество, является Минэкономразвития России.
В связи с этим по вопросам, связанным с
осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Вместе с тем, учитывая, что вопрос
государственной регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые
в результате разделения, связан с уплатой государственной пошлины, сообщаем.
В соответствии с п.
2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные
участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются
земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной
регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них
земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), за
исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев,
предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 11.4 ЗК РФ определено, что
при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности
на все образуемые в результате раздела земельные
участки. Права на земельные участки, предусмотренные в гл. III и IV ЗК РФ,
удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ на основании п. 1
ст. 26 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 22.2 Закона N
122-ФЗ одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на
образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной
регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом
случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие
земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией
прав на образуемые земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ
проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на
недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной
регистрации прав.
Согласно п. 36 Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N
219 (далее - Правила ведения ЕГРП), с прекращением существования объекта
недвижимого имущества связанный с ним раздел Единого государственного реестра
прав закрывается.
В силу п. 67 Правил ведения ЕГРП лист
записи об изменениях используется для внесения в Единый государственный реестр
прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта,
а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся:
изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в
том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
Таким образом, если в случае разделения
(преобразования) земельного участка на несколько новых участков право
собственности на данный объект недвижимости прекращается и возникает право
собственности на вновь образованные земельные участки, то данное преобразование
не относится к числу изменений, предусмотренных в п. 67 Правил ведения ЕГРП.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской
Федерации за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав
на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за
исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп.
21, 23 - 26, 28 - 31 и 61 данного пункта, установлена уплата государственной
пошлины для физических лиц в размере 1000 руб., для организаций - 15 000 руб.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.04.2010