Вопрос: Об отсутствии оснований для передачи межрегиональным инспекциям ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам функций налогового администрирования
отдельных акционерных обществ, являющихся крупнейшими налогоплательщиками,
постановка на учет которых осуществляется в специализированных инспекциях
федерального уровня, а также о предоставлении информации налоговыми органами
финансовым органам субъектов РФ и финансовым органам муниципальных образований
по налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территориях
соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-202
В дополнение к
письму по вопросу о передаче функций налогового администрирования отдельных
акционерных обществ в межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики с участием ФНС России сообщает следующее.
Постановка на учет крупнейшего
налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен
налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим
налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в соответствии с
Особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденными
Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, на основании ст. 83 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с п. 6 Приказа МНС России
от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций,
осуществляющих деятельность в сфере основных видов обрабатывающих производств,
строительства, торговли и других видов деятельности, возложено на
Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3;
организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации
продукции металлургической промышленности, - на Межрегиональную инспекцию ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам N 5; организаций, осуществляющих
деятельность в сфере машиностроения, - на Межрегиональную инспекцию ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам N 8.
По сообщению ФНС России, указанные
организации относятся к крупнейшим налогоплательщикам, налоговое
администрирование которых осуществляется на федеральном уровне. При этом указывается,
что ФНС России уделяет особое внимание работе с крупнейшими
налогоплательщиками, учитывая их значительное влияние на формирование доходов
бюджетной системы Российской Федерации.
Из правоприменительной практики следует,
что постановка на учет крупнейших налогоплательщиков в специализированных
инспекциях федерального уровня способствует оптимизации налогового
администрирования крупнейших налогоплательщиков, повышает эффективность
налогового контроля и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим представляется
нецелесообразным передавать полномочия по налоговому администрированию
крупнейших налогоплательщиков федерального уровня территориальным налоговым
органам.
Вместе с тем следует отметить, что
формирование статистической налоговой отчетности по субъекту Российской
Федерации, характеризующей размер поступивших и начисленных сумм налоговых
платежей и сборов, а также сумм задолженности, осуществляется налоговыми
органами на базе информации, полученной от территориальных налоговых органов, в
том числе межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам.
В соответствии с п.
п. 3 и 3.1 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными
органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю
и надзору в области налогов и сборов, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.08.2004 N 410 "О порядке взаимодействия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления с территориальными
органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю
и надзору в области налогов и сборов", в финансовые органы субъектов
Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований налоговыми
органами ежемесячно направляется информация, содержащая сведения обо всех
налогоплательщиках, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской
Федерации, включая сведения о крупнейших налогоплательщиках, которая необходима
для планирования бюджетного процесса, составления и исполнения бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Такая информация не конкретизируется по
отдельным налогоплательщикам.
Налоговые органы не имеют права
разглашать налоговую тайну, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законом. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну,
имеют специальный режим хранения и доступа (п. п. 2 и 3 ст. 102 Кодекса).
Сведения о налогоплательщике, полученные
налоговыми органами, с согласия налогоплательщика могут быть переданы
должностным лицам финансовых органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований (пп. 1 п. 1 ст. 102
Кодекса).
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
29.04.2010