Проблемная ситуация: В ст. 5 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрена обязанность
использования электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) организациями (за
исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями.
В настоящее время банком используется ККТ
с ЭКЛЗ, устанавливаемой ежегодно обслуживающим
центром. ККТ не состоит на учете ни в налоговом органе, ни в территориальных
подразделениях Банка России.
Согласно абз. 2
п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Закона N 54-ФЗ порядок совершения кредитными
организациями кассовых операций с применением ККТ и применения кредитными
организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов определяется
Банком России. В связи с этим налоговые органы сняли с учета ККТ, ранее состоявшую на учете в налоговом органе, которая используется
кредитными организациями для обслуживания операционных процессов, и передали на
учет в кредитные организации.
До настоящего времени Банк России не
издал нормативных актов, касающихся порядка совершения кредитными организациями
кассовых операций с применением ККТ, соответственно, Банком России не
установлена обязанность использования ЭКЛЗ в ККТ, принадлежащей кредитной
организации.
В соответствии с
Методическими указаниями по применению электронных контрольных лент защищенных
в контрольно-кассовых машинах (утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, Протокол N
4/69-2002) ЭКЛЗ - техническое устройство (комплекс программно-аппаратных
средств в составе ККТ), обеспечивающее защищенную от не обнаруживаемой
коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о
каждом из проведенных с использованием ККТ денежных расчетов с физическими
лицами, необходимой для полного учета доходов в
целях правильного исчисления налогов. Таким образом, ЭКЛЗ является средством
визуального контроля со стороны налоговых органов.
В настоящее время показания счетчиков с
ЭКЛЗ контрольно-кассовых машин, используемых банком, не снимаются и не
учитываются при исчислении налогов ввиду отсутствия органа контроля
за применением ККТ кредитными организациями.
В связи с отсутствием прямого запрета в
законодательстве и нормативных актах имеет ли право банк при осуществлении им
наличных денежных расчетов использовать ККТ без ЭКЛЗ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2010 г. N 03-01-15/3-86
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения
контрольно-кассовой техники при совершении кассовых операций и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон)
контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется
на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг.
На основании п. 1 ст. 4 Закона требования
к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными
предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются
Правительством Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 4
Закона порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники
и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком
Российской Федерации.
В соответствии с Законом Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о
регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями.
Указанное Положение определяет
требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее
регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской
Федерации.
Данное Положение не распространяется на
контрольно-кассовую технику, используемую кредитными организациями при
совершении кассовых операций, только в части норм, устанавливающих порядок и
условия ее регистрации в налоговых органах.
Также следует обратить внимание, что с
учетом положений п. 2 ст. 10 и п. 5 ст. 3 Закона при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение
контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.
Вышеназванные положения в полной мере
распространяются на контрольно-кассовую технику, используемую кредитными
организациями при совершении кассовых операций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.04.2010