Проблемная ситуация: О порядке исчисления НДС
индивидуальным предпринимателем, утратившим право на освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика данного налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2010 г. N 03-07-14/32
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на
добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем, утратившим право на
освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика данного налога,
сообщает.
Согласно п. 1 ст.
145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные
предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную
стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими индивидуальными
предпринимателями, без учета налога не превышает в совокупности два миллиона
рублей. При этом п. 5 данной
статьи Кодекса установлено, что если в течение срока освобождения сумма выручки
от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три
последовательных календарных месяца в совокупности превысила два миллиона рублей,
то начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место данное превышение, и до
окончания периода освобождения индивидуальный предприниматель утрачивает право
на освобождение.
Таким образом, индивидуальный
предприниматель, утративший право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика налога на добавленную стоимость, начиная с месяца, в котором
он утратил право на освобождение, исполняет обязанности, связанные с
исчислением и уплатой данного налога, в общеустановленном порядке. В связи с этим
начиная с месяца, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на
данное освобождение, осуществляемые им операции по реализации товаров (работ,
услуг) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в
общеустановленном порядке.
В соответствии с п.
1 ст. 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость при определении
налоговой базы в соответствии со ст. ст. 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется
как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при
раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм
налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные
доли соответствующих налоговых баз. При этом
согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость
при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как
стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых
в соответствии со ст. 40 Кодекса, и без включения в них налога на добавленную
стоимость.
Ставки налога на добавленную стоимость,
применяемые к операциям по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих
налогообложению, установлены ст. 164 Кодекса. Данной статьей Кодекса
налогообложение налогом на добавленную стоимость с применением расчетной ставки
при реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса не
предусмотрено.
Учитывая изложенное, индивидуальному
предпринимателю, утратившему право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика налога на добавленную стоимость, сумму налога по операциям
реализации товаров (работ, услуг), осуществленным с начала месяца, в котором он
утратил право на освобождение, следует исчислять исходя из ставки налога в
размере 18 процентов.
Что касается вопросов применения налога
на доходы физических лиц и единого социального налога, то разъяснения по этим
вопросам будут направлены Вам дополнительно.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.05.2010