Проблемная ситуация: В учетной политике организации
(ООО) закреплено, что на основании ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в организации бухгалтерский учет
ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы
и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета.
1. Журнал-ордер по каждому счету,
используемому в учете с детализацией "Дата".
В основу построения Журналов-ордеров
положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим
счетам в учетной программе.
Организация ведет учет имущества,
обязательств, хозяйственных и финансовых операций способом двойной записи.
Основанием для записей в регистрах
бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения
хозяйственных и финансовых операций.
На основании первичных данных формируются
в учетной программе бухгалтерские регистры - Журналы-ордера. Распечатываются
Журналы-ордера по требованию. Хранение их осуществляется в электронном виде.
2. Главная книга без учета субконто. Итоговые
данные Журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Главная
книга распечатывается один раз в год.
3. Оборотно-сальдовая
ведомость (далее - ОСВ) по организации в целом за квартал с детализацией по
субсчетам. ОСВ формируется нарастающим итогом с начала года, то есть за
следующие периоды: I квартал, полугодие, 9 месяцев, год. ОСВ распечатывается
один раз в квартал.
4. ОСВ за квартал по следующим счетам:
01 - с расшифровкой по видам основных
средств;
02 - с расшифровкой по видам основных средств;
60 - с расшифровкой по Контрагентам без
учета субсчетов 60.1 и 60.2;
62 - с расшифровкой по Контрагентам (без
учета субсчетов 62.1 и 62.2);
70 - с расшифровкой по работникам;
71 - с расшифровкой по работникам.
Распечатываются по требованию. Хранятся в
электронном виде.
Другие регистры бухгалтерского учета
организация не ведет. Организация считает утвержденный в учетной политике
перечень регистров исчерпывающим для полноценного ведения бухгалтерского учета
в организации.
При проведении выездной налоговой проверки ООО представило только те регистры бухгалтерского учета,
которые утверждены в учетной политике и которые ведутся организацией.
Является ли перечень регистров
бухгалтерского учета, предусмотренных учетной политикой организации,
достаточным?
В случае отказа представить при
проведении выездной налоговой проверки иные регистры, не предусмотренные
учетной политикой и, как следствие, не ведущиеся, несет ли организация
какую-либо ответственность?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 2010 г. N 03-02-07/1-228
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о порядке
представления документов, истребуемых налоговыми
органами, и об ответственности за непредставление таких документов и сообщается
следующее.
В соответствии с пп. 3 и 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик-организация обязан вести в
установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,
если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а
также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организация в
соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский
учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки
налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие
основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки
документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.
Полагаем, что при
проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить
регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном
порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения
определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом
способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и
распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения
показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налогоплательщик обязан обеспечить
возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую
проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой
налогов (п. 12 ст. 89 Кодекса).
Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки
представляются налогоплательщиком в установленный п. 3 ст. 93 Кодекса срок.
Отказ проверяемого лица от представления
запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов
или непредставление их в установленные сроки признается налоговым
правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса (п. 4
ст. 93 Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.05.2010