Проблемная ситуация: О порядке расчета предельного
размера процентов по контролируемой задолженности, подлежащих включению в
состав расходов при исчислении налога на прибыль, а также о применении
положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр
об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и капитал.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 мая 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно применения положений
ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся
расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов,
а также относительно применения положений российско-кипрского Соглашения об избежании двойного налогообложения и сообщает.
Пунктами 2 - 4 ст.
269 Кодекса предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды в
случае, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную
задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо
или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала
(фонда) этой российской организации, и если размер контролируемой задолженности
перед иностранной организацией более чем в 3 раза превышает разницу между
суммой активов и величиной
обязательств налогоплательщика - российской организации.
Порядок расчета предельного размера
процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст.
269 Кодекса и коэффициента капитализации приведен в п. 2 ст. 269 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса
положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами,
исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса,
приравнивается в целях налогообложения к дивидендам.
Процентный доход, выплачиваемый в таком
случае, по нашему мнению, следует квалифицировать как дивиденды, в том числе и
для целей применения положений Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998
(далее - Соглашение), на основании следующего.
В соответствии с п.
3 ст. 10 "Дивиденды" Соглашения термин "дивиденды" означает
не только доходы от акций или других прав, не являющихся долговыми
требованиями, но дающих право на участие в прибыли, но также и доходы от других
корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от
акций, в соответствии с законодательством того государства, резидентом которого
является компания, распределяющая прибыль.
Учитывая, что ст. 7 Кодекса установлен
приоритет норм и правил международного договора Российской Федерации,
содержащего положения, касающиеся налогообложения, над правилами и нормами,
предусмотренными Кодексом, к доходу, квалифицируемому как дивиденды,
применяются положения ст. 10 "Дивиденды" Соглашения и налогообложение
осуществляется по ставкам, установленным в данной статье Соглашения.
Таким образом, не существует противоречия
между положениями п. 4 ст. 10 "Дивиденды" Соглашения и правилами
национального законодательства Российской Федерации в области налогов и сборов,
касающимися недостаточной капитализации, поскольку положения ст. 269 Кодекса
позволяют квалифицировать данный вид дохода в качестве дивидендов, а следовательно, устанавливать режим налогообложения для
такого вида дохода, аналогичный установленному для доходов от акций или других
прав, дающих право на участие в прибыли компании.
Более того, в Комментариях ОЭСР к Модели
конвенции по налогам на доход и капитал, на основе
которой большинством государств заключаются соглашения об избежании
двойного налогообложения, указано, что применение правил "тонкой
(недостаточной) капитализации" направлено на борьбу с налоговыми
злоупотреблениями при скрытом распределении дивидендов под видом выплаты
процентов между аффилированными лицами. При этом не обязательно, чтобы заемщик
был дочерней компанией кредитора. Они оба, например, могут быть дочерними
компаниями третьего лица, вместе входить в одну группу компаний или холдинг,
контролируемый таким третьим лицом, и т.п. Именно в этом смысле следует
трактовать положение о наличии особых отношений между плательщиком и
фактическим получателем процентов или между ними обоими и какими-либо третьими
лицами - заемщик и кредитор должны быть аффилированы непосредственно друг с
другом или оба - с третьими лицами. В соответствии с нормами международного
договора об избежании двойного налогообложения
переквалификация какой-либо части процентов в дивиденды при отсутствии между
заемщиком и кредитором отношений взаимозависимости не производится.
Учитывая наличие между заемщиком и
кредитором в рассматриваемом случае отношений взаимозависимости, в соответствии
с положениями ст. 269 Кодекса, касающимися недостаточной капитализации, а также
положениями ст. 10 "Дивиденды" Соглашения, не противоречащими
национальному законодательству, данный вид дохода приравнивается для целей
налогообложения к дивидендам.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.05.2010