Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2010, N 13
Проблемная ситуация: О налогообложении до 1 января
2009 г. налогом на имущество организаций имущества, составляющего
государственную (муниципальную) казну.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2010 г. N 03-05-04-01/30
<...> по вопросу налогообложения до
1 января 2009 г. налогом на имущество организаций имущества, составляющего
государственную (муниципальную) казну.
Учитывая неоднозначную
правоприменительную практику по данному вопросу и в целях обеспечения
единообразного применения налоговыми органами и налогоплательщиками гл. 30
Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) Департамент сообщает.
Государственную
казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну
муниципального образования составляет, в соответствии со ст. ст. 214 и 215
Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), государственное (муниципальное)
имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на
праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст.
ст. 294, 296 ГК РФ.
На основании ст. 125 ГК РФ от имени
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника
осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке,
предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации
и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному
поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного
самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п.
1 ст. 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для российских
организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество,
переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное
управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по
концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных
средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не
предусмотрено ст. ст. 378 и
378.1 Налогового кодекса.
Особенности ведения бухгалтерского учета
имущества казны до 2009 г. были установлены Инструкцией по бюджетному учету,
утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N
25), являющейся в соответствии со ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ (далее -
Бюджетный кодекс) стандартом бюджетного учета.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса
определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности
информации о составе всей совокупности нефинансовых активов (в том числе
нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного
процесса в хозяйственный оборот), принадлежащих публично-правовому образованию,
как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.
Обязанность ведения бюджетного учета
имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета
(публично-правового образования), установленная Инструкцией N 25,
соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации, что
подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008 по
делу N ГКПИ08-1879.
Верховным Судом Российской Федерации
указано на то, что отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны приводило бы к искажению бюджетной
отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной
(муниципальной) собственности, а также исключало возможность контроля и оценки
эффективности использования имущества, составляющего государственную
(муниципальную) казну (в том числе при передаче его в аренду, в доверительное
управление).
В соответствии с Инструкцией N 25
имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований подлежало учету на балансе уполномоченного органа
(бюджетной организации) в составе основных средств на счете бухгалтерского
учета 010100000 "Основные средства".
Поэтому до 2009 г. налогоплательщиком
налога на имущество организаций в отношении имущества государственной
(муниципальной) казны признавался балансодержатель данного имущества, то есть
государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный
осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны в
составе основных средств.
Бюджетные ассигнования на уплату налога
на имущество организаций главными распорядителями средств федерального бюджета
и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, ежегодно
предусматриваются в федеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичный
порядок предусматривается и в отношении имущества казны субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, если региональными законами о налоге на
имущество организаций не были установлены льготы по налогу на имущество
организаций в отношении данного имущества или бюджетных учреждений, на балансе
которых оно учитывалось.
Обратите внимание: разъяснения по
указанному вопросу направлены в адрес ФНС России для использования в работе
Письмом Минфина России от 11.01.2009 N 03-05-04-01/5.
При этом по вопросу налогообложения с 1
января 2009 г. налогом на имущество организаций имущества, составляющего
государственную (муниципальную) казну, разъяснения в адрес ФНС России
направлены Письмом Минфина России от 22.04.2009 N 03-05-03-01/17.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
18.05.2010