Проблемная ситуация: ФГУ при наличии достаточного
остатка денежных средств на расчетном счете в октябре - ноябре 1999 г.
перечислило в бюджет через отделение банка налоговые платежи в сумме 174 785
руб.
Денежные средства списаны банком со счета
учреждения, что подтверждается выписками с расчетного счета, однако налоговая
инспекция не признала факта уплаты налогов, поскольку денежные средства в
бюджет не поступили. При направлении платежных поручений в банк учреждение
действовало добросовестно, так как не имело сведений о его
неплатежеспособности.
Исходя из п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность
по уплате налога и (или) сбора прекращается в том
числе с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить
обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о
налогах и сборах. Вместе с тем в силу п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате
налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк
поручения на перечисление в бюджетную систему денежных средств со счета
налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на
день платежа.
Таким образом, из
положений ст. ст. 44 и 45 НК РФ в их системной связи следует, что обязанность
налогоплательщика по уплате налога прекращается с момента предъявления в банк
поручений на уплату соответствующего налога при соблюдении условий,
предусмотренных ст. 45 НК РФ, а также с учетом того, что налогоплательщик в
этой ситуации действовал добросовестно.
Однако согласно ст. 59 НК РФ недоимка,
числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось
невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера,
признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- Правительством РФ - по федеральным
налогам и сборам;
- исполнительными органами
государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным
и местным налогам.
Постановлением
Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к
взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным
налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" признаются
безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по
федеральным налогам и сборам, а также
задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные
фонды только в случае ликвидации организации путем признания должника
несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
Постановлением
Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 62 "О порядке признания
безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам
по региональным налогам" решение о признании безнадежной к взысканию и
списании задолженности принимается налоговым органом при наличии документов,
определенных Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О
порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также
задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные
фонды, начисленным пеням и штрафам", то есть по решению арбитражного суда
о ликвидации организации путем признания должника несостоятельным (банкротом).
Признается ли в указанном случае
безнадежной недоимка по налогам и сборам, числившаяся за ФГУ, уплата и
взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического,
социального или юридического характера?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2010 г. N 03-02-07/1-244
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о списании недоимки и
сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) недоимка,
числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми
агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин
экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной
и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные п. 1 ст. 59
Кодекса, на основании п. 2 указанной статьи применяются также при списании
безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
В целях реализации
ст. 59 Кодекса Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от
12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а
также задолженности по страховым взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение
о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных в соответствии
с законодательством Российской Федерации организаций.
Другие основания для списания числящейся
за организацией недоимки, взыскание которой невозможно, указанным
Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрены.
Решение о признании безнадежной к
взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту
нахождения налогоплательщика при наличии документов, указанных в п. 4 данного
Постановления.
Порядок принятия решения о признании
безнадежной к взысканию и списании задолженности определяется Министерством
финансов Российской Федерации, а в случае, предусмотренном в абз. 3 п. 3 указанного Постановления Правительства
Российской Федерации, государственными социальными внебюджетными фондами.
Минфином России
утвержден Приказ от 15.06.2005 N 72н "О порядке принятия решения о
признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых
санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации
взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января
1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по
состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам".
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона
N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов,
сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом, в частности, предусматривается
уточнить ст. 59 Кодекса, определив в ней исчерпывающий перечень оснований
признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными
к взысканию. При этом предполагается установить новое
основание признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к
взысканию при наличии вступившего в силу решения суда об утрате возможности на
взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением
установленного срока их взыскания (отказа суда в восстановлении пропущенного
срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и
штрафам).
Вместе с тем представляется
целесообразным отметить, что в Определении Конституционного Суда Российской
Федерации от 25.07.2001 N 138-О указывается, что отношения, возникающие между
налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними
платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми
правоотношениями. Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора
банковского счета и основанные на принципе разумности и добросовестности
действий его участников, являются гражданскими правоотношениями, в рамках
которых исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет
клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение
клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных
обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на
корреспондентском счете банка необходимых денежных средств. По смыслу
положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений
действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. На недобросовестных
налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в мотивировочной
и резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 12.10.1998 N 24-П, и принудительное взыскание в установленном законом
порядке с недобросовестных налогоплательщиков не
поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной
собственности.
Закрепленный в Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П подход,
допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных
налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать
обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке,
установленном Кодексом. Из признания таких банков и налогоплательщиков
недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция
Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой
конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в
момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату
налога, поскольку по существу они от исполнения данной обязанности уклонились.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.05.2010