Проблемная ситуация: ОАО реализует нефтепродукты. В
состав организации входит 9 нефтебаз, 64 АЗС и ряд других структурных
подразделений. ОАО состоит на учете в ИФНС г. Москвы, а также по месту
расположения филиалов (нефтебаз) и структурных подразделений, расположенных в
39 городах и районах Московской, Тульской, Калужской областей.
В условиях кризиса значительно снизились
объемы реализации, в связи с чем завоз нефтепродуктов
осуществляется непосредственно на АЗС. Основные средства, расположенные на
нефтебазах, ОАО вынуждено перевести на консервацию. В
процессе эксплуатации нефтебаз в составе затрат по обычным видам деятельности в
числе основных расходов учитывались такие расходы, как природоохранные (смет,
сброс сточных вод, размещение отходов), метрологические (градуировка
резервуаров, трубопроводов) и другие, которые производятся один раз в 3 - 5 лет
и относятся на издержки производства равномерно в течение сроков полезного
использования.
Консервация предусматривает не только
прекращение использования объектов по назначению, но и их поддержание в
исправном состоянии, чтобы впоследствии, при благоприятных условиях, была
возможность использовать законсервированные объекты в производственной
деятельности. Расходы, связанные с консервацией и содержанием
законсервированного имущества, на основании пп. 9 п.
1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли учитываются в составе прочих
расходов.
Правомерно ли дальнейшее списание
расходов, связанных с природоохранными мероприятиями, и затрат по метрологии
для целей исчисления налога на прибыль при переводе основных средств на
консервацию?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2010 г. N 03-03-06/1/335
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к своей
компетенции, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 34.2 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской
Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее
оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы
договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки
показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных
хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
При этом сообщаем, что в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов
включаются расходы, связанные с консервацией и расконсервацией
производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание
законсервированных производственных мощностей и объектов.
При переводе всех основных средств структурного подразделения на консервацию расходы на
проведение природоохранных и метрологических мероприятий, приходящиеся на
период консервации, могут быть отнесены к расходам на содержание
законсервированных производственных мощностей и объектов и согласно пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ учтены в составе внереализационных
расходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.05.2010