Проблемная ситуация: В ходе выездной
налоговой проверки, а также при проведении дополнительных контрольных
мероприятий установлено, что ООО неправомерно завышены расходы в целях
исчисления налога на прибыль и налоговые вычеты по НДС на стоимость ремонтных
работ, выполненных подрядными организациями, так как подрядные организации:
имеют признаки "однодневок"; представляют нулевую отчетность;
заявленные при государственной регистрации руководители не имеют отношения к
данным подрядным организациям; при проведении почерковедческих экспертиз
установлено, что первичные документы (договоры, акты выполненных работ) и
счета-фактуры подписаны неустановленными (неуполномоченными) лицами.
На основании п. п. 1 и 2 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ и п. 1 ст. 252 НК РФ все
хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами и содержать обязательные реквизиты, в том числе
подписи должностных лиц.
Таким образом, в ходе выездной налоговой
проверки установлено, что документы, представленные ООО в подтверждение права
на налоговый вычет по НДС и в подтверждение обоснованности отнесения при
исчислении налога на прибыль в состав расходов затрат, произведенных по сделкам
с подрядными организациями, содержат недостоверные сведения. Данная позиция
налогового органа поддержана соответствующими решениями и постановлениями
(вступившими в законную силу) арбитражных судов.
По результатам выездной налоговой проверки ООО было привлечено к налоговой ответственности и уплатило
доначисленные налоги, пени и штрафы.
В настоящее время за подрядными
организациями числится кредиторская задолженность за выполненные спорные
работы. У ООО возникла необходимость скорректировать
данную задолженность, т.е. "сторнировать" стоимость подрядных работ
прошлых лет ввиду доказанной недействительности первичных документов,
подписанных неустановленными лицами.
Согласно п. 11
Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н если организация после утверждения
бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год выявила неправильное
отражение хозяйственных операций, то в периоде выявления указанных нарушений
должна быть признана и отражена в порядке, предусмотренном Инструкцией по
применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций,
утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, прибыль (убыток)
прошлых лет: Дт 60 Кт 91-1.
Если в соответствии со ст. 54 НК РФ
организация производит перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения
ошибки, то выявленные суммы внереализационных доходов или внереализационных
расходов не влияют на налоговую базу отчетного периода, в котором они
обнаружены. Однако согласно п. 10 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных
доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, включаются доходы
прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (Письмо Минфина России
от 10.12.2004 N 07-05-14/328).
Возникает ли у ООО
в данном случае обязанность по перерасчету налоговой базы и суммы налога на
прибыль за период, в котором был неправомерно учтен указанный расход?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2010 г. N 03-03-06/1/334
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к
своей компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового
кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении
налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем
налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога
производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения
периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога
производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки
(искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы
налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения),
относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях,
когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Таким образом,
налогоплательщик, обнаруживший в текущем налоговом (отчетном) периоде ошибку
(искажение), относящуюся к прошлому налоговому (отчетному) периоду, вправе
провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный)
период, в котором выявлена ошибка (искажение), в двух случаях:
- в случае невозможности определения
периода совершения ошибки (искажения);
- в случае когда
допущенная ошибка (искажение) привела к излишней уплате налога.
Учитывая изложенное, при обнаружении
неправомерно учтенного в прошлом отчетном (налоговом) периоде расхода, в связи
с тем что дата совершения ошибки (искажения) известна
и данная ошибка (искажение) привела к занижению суммы налога на прибыль
организаций, налогоплательщик должен осуществить перерасчет налоговой базы и
суммы налога за период, в котором была совершена указанная ошибка (искажение),
то есть за период, в котором был неправомерно учтен указанный расход.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.05.2010