Вопрос: Об
отсутствии оснований для увеличения максимальной суммы одной банковской
гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских
гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских
гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2010 г. N 03-09-39/3
В связи с письмом ОСАО по вопросу об
увеличении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех
одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной
организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях
обеспечения уплаты таможенных платежей сообщаем следующее.
Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 03.10.2006 N 121н "Об установлении максимальной суммы одной
банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих
банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия
банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных
платежей" (далее - Приказ Минфина России; максимальные
суммы) определены единые для всех банков, иных кредитных организаций и
страховых организаций максимальные суммы в зависимости от предусмотренных в
Приказе Минфина России критериев.
В частности, п. 5 упомянутого правового
акта Минфина России для страховых организаций, которые соответствуют условиям,
предусмотренным ст. 343 Таможенного кодекса Российской Федерации, установлена
максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных
одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными
органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, равная 170 млн руб., и максимальная сумма одной банковской гарантии,
равная 35 млн руб.
При этом Приказ Минфина России не
допускает принятия решений об установлении в индивидуальном порядке для банка,
иной кредитной организации или страховой организации максимальных сумм других,
чем те, которые соответствуют предусмотренным в Приказе Минфина России
критериям и правилам, о чем фактически просит заявитель.
Данный
единообразный подход к нормативному правовому регулированию максимальных сумм
направлен на обеспечение надлежащей надежности вышеназванных банковских
гарантий, создание условий для своевременного и полного взыскания таможенными
органами за счет этих гарантий образующейся задолженности по уплате таможенных
платежей, исключения злоупотреблений в упомянутой сфере со стороны банков, иных
кредитных организаций, страховых организаций и государственных органов.
Реализация
предложения ОСАО будет означать введение в индивидуальном порядке максимальных
сумм, не соответствующих критериям, установленным в Приказе Минфина России, что
может повлечь снижение надежности предоставляемых банковских гарантий, а также
послужить безосновательным прецедентом для постановки аналогичных вопросов
другими организациями, нарушающим принцип единообразия нормативного
регулирования в указанной сфере.
Кроме того,
необходимо учитывать, что Правительством Российской Федерации в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены проекты федеральных
законов N 294300-5 "О внесении изменения в статью 368 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации" и N 294302-5 "О внесении
изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в
Российской Федерации", направленные на исключение из действующего
российского законодательства права страховых организаций выдавать банковские гарантии.
Учитывая изложенное,
не усматриваем оснований для принятия положительных решений по обращению ОСАО
об увеличении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы
всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или
одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в
целях обеспечения уплаты таможенных платежей.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
28.05.2010