Проблемная ситуация: ЗАО, осуществляющее розничную
торговлю лекарственными средствами и средствами гигиены, переведено на уплату
ЕНВД в соответствии со ст. 346.26 НК РФ. Нормами ст. 346.27 НК РФ розничная
торговля определена как торговля товарами на основе договоров розничной купли-продажи как за наличный, так и за безналичный расчет.
Покупателями лекарственных средств и
средств гигиены являются представители детских садов, школ, бюджетных
медицинских учреждений, а также различные организации, которые используют
данные товары для собственных нужд. Оплата товара осуществляется безналичным
путем.
Подлежит ли данный вид деятельности
переводу на уплату ЕНВД?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2010 г. N 03-11-06/3/77
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 26.3
"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) и на основании информации, изложенной в запросе, сообщает
следующее.
Согласно ст. 346.26 Кодекса на систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности переводится, в частности, предпринимательская деятельность в сфере
розничной торговли.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что
розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей
товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных
карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду
предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача
лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также реализация
продукции собственного производства (изготовления).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 492
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по
продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный
для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
Таким образом, определяющим признаком
договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования)
товаров.
Статьей 492 ГК РФ признано, что договор розничной
купли-продажи является публичным договором.
Если иное не предусмотрено законом или
договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных
стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор
розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента
выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа,
подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не
лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение
заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).
В связи с
изложенным реализация товаров как юридическим, так и физическим лицам по
договорам розничной купли-продажи в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью
(например, не для последующей перепродажи и т.п.), может быть отнесена к
розничной торговле и переведена на систему налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход при условии соблюдения норм гл. 26.3 Кодекса.
Следует учесть, что согласно ст. 506 ГК
РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую
деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки
производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в
предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным,
семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель оплачивает поставляемые товары
с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты
осуществляются платежными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК РФ).
В соответствии с п.
1 ст. 525 ГК РФ и п. 1 ст. 527 ГК РФ поставка товаров для государственных (или
муниципальных) нужд осуществляется на основе государственного (или
муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (или
муниципальных) нужд, заключаемого на основе заказа, размещаемого в порядке,
предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд.
Порядок заключения государственного (или
муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (или
муниципальных) нужд регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 1 ст. 9 указанного
Федерального закона под государственным или муниципальным контрактом понимается
договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения
государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 ст. 525 ГК РФ установлено, что
к отношениям по поставке товаров для государственных (или муниципальных) нужд
применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 522 ГК РФ), если иное не
предусмотрено правилами ГК РФ.
Следовательно, предпринимательская
деятельность, связанная с реализацией лекарственных средств, средств гигиены на
основе государственного (или муниципального) контракта на поставку товаров для
государственных учреждений, в частности, медицинским учреждениям, санаториям,
не относится к розничной торговле и, соответственно, не подлежит
налогообложению единым налогом на вмененный доход, а должна облагаться в рамках
иных режимов налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.06.2010