Проблемная ситуация: О порядке расчета алиментов на
содержание несовершеннолетнего ребенка индивидуальным предпринимателем,
осуществляющим деятельность, облагаемую ЕНВД, а также об отсутствии оснований
для признания нормативным правовым актом Письма Минфина России от 14.10.2008 N
03-11-04/3/461.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2010 г. N 03-11-11/153
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.07.1996 N 841 (далее - Постановление) утвержден Перечень видов заработной
платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на
несовершеннолетних детей (далее - Перечень).
В соответствии с п. 1 Перечня удержание
алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов
заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за
работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или
иностранной валюте) и натуральной форме.
Исходя из содержания пп.
"з" п. 2 указанного Перечня удержание алиментов производится также с
доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Согласно ст. 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских
округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и
применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами
налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 346.29 Кодекса установлено,
что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается
вмененный доход налогоплательщика.
При этом ст. 346.27 Кодекса определено,
что вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого
налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих
на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого
налога на вмененный доход по установленной ставке.
Базовая доходность - условная месячная
доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического
показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности
в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины
вмененного дохода.
Таким образом, налогоплательщик единого
налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного
дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного
дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской
деятельности, предусмотренных ст. 346.26 гл. 26.3 Кодекса.
В связи с этим способ определения
вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может
использоваться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего
ребенка.
По мнению Минздравсоцразвития
России, при определении дохода индивидуального предпринимателя, применяющего
систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в целях
исчисления алиментов на несовершеннолетних детей следует учитывать чистый доход
индивидуального предпринимателя, то есть доход от реализации продукции (услуг)
за вычетом сумм произведенных им расходов.
Учитывая изложенное,
расчет алиментов индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность,
облагаемую единым налогом на вмененный доход, по нашему мнению, должен
осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской
деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и
на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы
налогообложения.
Также отмечаем, что законодательством
предусмотрено взыскание алиментов в твердой денежной сумме. Так,
ст. 83 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при отсутствии
соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в
случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный,
меняющийся заработок и (или) доход (и в некоторых иных случаях), если взыскание
алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя
невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из
сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в
твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы
определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего
уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и
других заслуживающих внимания обстоятельств.
Кроме того,
учитывая Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, Разъяснения
о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Приказом
Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, а также Положение
о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329, сообщаем, что Письмо Департамента от 14.10.2008 N 03-11-04/3/461 не
является нормативным правовым актом.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
01.06.2010