Вопрос: О применении Письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112 при
решении вопросов применения НДС в отношении премий (вознаграждений),
выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определенный период времени, без
изменения цены товаров и при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены
реализованных товаров, а также об отсутствии противоречий между позицией,
изложенной в указанном Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112, и
позицией Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2009 N
11175/09.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2010 г. N 03-07-11/225
В связи с письмом
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что при решении
вопросов применения налога на добавленную стоимость в отношении премий
(вознаграждений), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определенный
период времени, без изменения цены товаров, а также при предоставлении
продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров следует руководствоваться
Письмом Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112.
В отношении Постановления Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 11175/09,
упоминаемого в письме, отмечаем следующее.
В данном
Постановлении, принятом по результатам рассмотрения заявления ООО, указано, что
независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему
поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного
уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления
бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом
покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка
предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при
определении налоговой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок,
а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором
отражена реализация товаров (работ, услуг).
При этом в указанном Постановлении
отмечено, что скидки, предоставленные ООО дистрибьюторам, были неразрывно
связаны с реализацией товара, то есть общество правомерно уменьшило цену
реализации товара, корректируя соответствующую налоговую базу при исчислении
налога на добавленную стоимость, в связи с чем
доначисление инспекцией налога на добавленную стоимость, начисление пеней и
налоговых санкций по этому эпизоду следует признать незаконным.
Согласно п. 1 ст. 16 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации
вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются
обязательными для органов государственной власти, органов местного
самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат
исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом сторона,
принимавшая участие в рассмотрении дела (в данном случае ООО), должна исполнять
вышеуказанное Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации.
Что касается других налогоплательщиков,
выплачивающих премии (вознаграждения) покупателям товаров, а также
предоставляющих покупателям скидки с цены реализованных товаров, то исполнение
вышеназванного Постановления может производиться этими налогоплательщиками
добровольно либо при принятии в отношении этих лиц решения арбитражного суда по
конкретному делу.
Также следует отметить, что в
соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном Письме,
налогоплательщик корректирует налоговую базу по налогу на добавленную стоимость
в соответствующем налоговом периоде, в случае если предоставление скидок
(премий) привело к изменению цены реализации. Эта позиция не противоречит
Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
22.12.2009 N 11175/09 и поэтому не изменилась.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
01.06.2010