Проблемная ситуация: Банк является кредитной
организацией со 100%-ным участием иностранного
капитала. Инструкцией Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных
нормативах банков" (далее - Инструкция) установлены:
- норматив максимального размера риска на
одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6),
который регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного
заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение
совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных
заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое
числовое значение данного норматива не может превышать 25%;
- норматив достаточности собственных
средств (капитала) банка (Н1), регулирующий
(ограничивающий) риск несостоятельности банка и определяющий требования по
минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для
покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных
средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств
(капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. В частности,
в расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка
включается величина кредитного риска по срочным сделкам. Минимально допустимое
числовое значение норматива Н1 устанавливается в
зависимости от размера собственных средств (капитала) банка и составляет 10 -
11%.
Все кредитные требования банка к заемщику
или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера и
срочные сделки учитываются при расчете нормативов Н6 и
Н1 с учетом коэффициента их риска.
По необеспеченным кредитным требованиям,
условным обязательствам кредитного характера и срочным сделкам коэффициент
риска составляет 100% (п. 2.3 Инструкции).
В связи с
необходимостью соблюдения банком указанных допустимых значений нормативов, с
целью снижения коэффициента риска, а также увеличения суммы выдаваемого кредита
и суммы срочной сделки банк планирует обращаться к своему иностранному
акционеру с просьбой о предоставлении гарантий в обеспечение исполнения
обязательств клиентов (заемщика или группы связанных заемщиков по выданному
кредиту или контрагента по срочной сделке).
По обеспеченным такими гарантиями
кредитным требованиям, условным обязательствам кредитного характера и срочным
сделкам коэффициент риска снижается со 100% до 20%. Следовательно, это
позволило бы банку увеличить сумму выдаваемого кредита и сумму срочной сделки,
а также повысить размер доходов банка по соответствующим операциям.
Вправе ли банк учесть в целях исчисления
налога на прибыль расходы в виде комиссии, уплачиваемой иностранному акционеру
за предоставление таких гарантий?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2010 г. N 03-03-06/2/105
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
Согласно ст. 361 Гражданского кодекса
Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед
кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства
полностью или в части.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
В соответствии с пп.
16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям,
поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими
организациями.
Таким образом, расходы в виде комиссии
поручителю могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли
организаций.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий)
законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике
применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.06.2010