Проблемная ситуация: Организация имеет на праве
собственности объекты недвижимого имущества - отдельно стоящие здания (в том
числе пристройка к жилому дому) и отдельные нежилые помещения в зданиях.
При этом сложилась следующая ситуация.
Земельный участок под зданием, являющимся
пристройкой к многоквартирному жилому дому, не сформирован, не прошел
кадастрового учета и, соответственно, не имеет кадастровой стоимости.
Земельный участок
под многоквартирным жилом домом, в котором организации принадлежат на праве
собственности нежилые помещения, также не сформирован, не прошел кадастрового
учета и не имеет кадастровой стоимости.
Земельный участок под зданием, в котором
организация имеет на праве собственности несколько нежилых помещений, расположен
на земельном участке, который не сформирован, не прошел кадастрового учета и не
имеет кадастровой стоимости.
Обязана ли организация уплачивать
земельный налог за пользование вышеуказанными земельными участками под
принадлежащими ей на праве собственности объектами недвижимого имущества -
зданиями и нежилыми помещениями в зданиях и многоквартирных жилых домах?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2010 г. N 03-05-05-02/39
В Департаменте
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уплате
земельного налога в отношении не сформированных земельных участков и
сообщается, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в
Департаменте не рассматриваются по существу обращения заявителей по оценке
конкретных хозяйственных ситуаций. При этом
необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми
объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения по земельному
налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального
образования, на территории которого введен налог. При этом согласно ст. 11.1
Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть
земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными
законами.
Таким образом, до формирования земельного
участка и проведения его государственного кадастрового учета обязанность по
уплате земельного налога не возникает в связи с отсутствием объекта
налогообложения. Указанная позиция подтверждается также Постановлением Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
Вместе с тем
следует учитывать, что при переходе права собственности на здание, строение,
сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно
приобретает право на использование соответствующей части земельного участка,
занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на
тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ст. 35
Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае
приобретения права собственности на здание, строение или сооружение на
основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения ст. 552
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по договору продажи
здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей
права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный
участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном
участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель
приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же
условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.06.2010