Вопрос: Об
отсутствии оснований для признания земельного участка площадью 1504 кв. м,
занятого объектом гражданской обороны, объектом налогообложения по земельному
налогу.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 июня 2010 г. N ШС-37-3/3252@
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение ООО о признании объектом налогообложения земельным налогом земельного
участка площадью 1504 кв. м, занятого объектом гражданской обороны, и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом
налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования (г. г. Москвы и Санкт-Петербурга), на территории
которого введен налог.
На основании п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса налогоплательщиками земельного налога являются, в частности,
организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом
налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав,
их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в
едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную
регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) определено, что датой
государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей
о правах в Единый государственный реестр прав (ЕГРП).
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 определено, что в
силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса и п. 1 ст. 2 Федерального закона N
122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством
существования зарегистрированного права на земельный участок, в связи с чем налогоплательщиком земельного налога признается
правообладатель. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав
на земельный участок, т.е. внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня
внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу положений п. 2 ст. 11 Налогового
кодекса субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут
рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно,
не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.
Если земельные участки находятся в
государственной (муниципальной) казне, то до приобретения этих земельных
участков в собственность организациями либо предоставления их на праве
постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных
участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.
Не признаются объектом налогообложения
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством
Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и
таможенных нужд (пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового
кодекса).
Исключение ограниченных в обороте
земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу связано с
категорией земель, целевым назначением, а также имеющимися на них объектами. В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в
соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для
обеспечения обороны, безопасности, важным является разрешенное использование
земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения
деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ
"Об обороне", Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1
"О безопасности" (далее - Закон N 2446-1). При этом земельный
участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
С учетом ст. 12 Закона N 2446-1 силы
обеспечения безопасности включают в себя, в частности, органы службы ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны.
В связи с тем
что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может
осуществляться только строго определенным кругом лиц, важным элементом является
принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного
(бессрочного) пользования.
Из представленных материалов следует, что
в Свидетельстве о государственной регистрации права от 20.04.2007 N 34ААN633079
указано, что земельный участок площадью 1504 кв. м, расположенный в
Волгоградской области, находится в собственности Российской Федерации.
В выписке из
государственного земельного кадастра от 16.03.2010 N 3434/300/10-15462,
представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Волгоградской области, указано, что по земельному
участку площадью 1504 кв. м с разрешенным использованием "объект
гражданской обороны" правообладатель отсутствует. При этом по строке "Вид права" указано:
"Государственная собственность".
Согласно договорам от 08.01.1995 N 33 и
от 27.03.2009 N 10 "О правах и обязанностях в отношении объектов и
имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской
обороны" ООО передано на хранение и безвозмездное пользование защитное
сооружение ОСУ (объект гражданской обороны).
Учитывая изложенное и принимая во
внимание положения Налогового кодекса, а также Постановление Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54, по мнению ФНС
России, земельный участок площадью 1504 кв. м, занятый объектом гражданской
обороны, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
03.06.2010