Вопрос: Об
освобождении от налогообложения НДС ремонтно-реставрационных работ с
произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2010 г. N 03-07-07/33
В связи с письмом
по вопросу применения налога на добавленную стоимость при проведении ремонтно-реставрационных работ с произведениями живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость
освобождаются ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные
работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых
государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании
религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне
расположения памятников истории и культуры; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников
истории и культуры; работ по производству реставрационных, консервационных
конструкций и материалов; деятельности по контролю за
качеством проводимых работ).
Согласно п. 6 ст. 149 Кодекса
перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков,
осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление
деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
На основании ст. 11 Кодекса институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено Кодексом.
Статьей 3
Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и
культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества
со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами
материальной культуры, возникшие в результате исторических событий,
представляющие собой ценность с
точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства,
науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и
являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации
о зарождении и развитии культуры.
Кроме того, в
соответствии со ст. 20 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и
использовании памятников истории и культуры" предметы старины,
произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения,
рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы,
находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются
памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в
обеспечении их сохранности.
Следует также отметить, что в соответствии
со ст. 5 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" музейные предметы и
музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации,
являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
ремонтно-реставрационные работы на вышеуказанных объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) освобождаются от налогообложения налогом на
добавленную стоимость.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
03.06.2010