Проблемная ситуация: В соответствии
с п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон)
порядок совершения кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники
(ККТ) и порядок применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней
программных продуктов определяются и утверждаются Банком России.
Статья 6 Закона определяет особенности
применения кредитными организациями ККТ в зависимости от формы владения
платежными терминалами и банкоматами.
В соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 4 и ст.
7 Закона определение порядка применения ККТ и контроль за
применением ККТ кредитными организациями осуществляет Банк России. При этом
Закон не предусматривает полномочий налоговых органов в отношении контроля или
определения порядка применения ККТ кредитными организациями.
Изложенная позиция была подтверждена
Письмами Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-408, от 10.02.2010 N
01-02-03/03-41.
Однако 16 февраля
2010 г. на официальном интернет-ресурсе ФНС России
появилось Информационное сообщение, в соответствии с которым налоговые органы
фактически обязываются контролировать применение ККТ кредитными организациями и
которое определяет для ряда случаев порядок регистрации кредитными
организациями ККТ в налоговых органах.
Правомерно ли данное Информационное
сообщение?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2010 г. N 03-01-15/4-111
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело обращение Ассоциации российских банков и направляет
заключение Центрального банка Российской Федерации по вопросу применения
положений абз. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт".
Соответствующая информация направлена в
Федеральную налоговую службу.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
Приложение
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный банк Российской Федерации
рассмотрел письмо Министерства финансов Российской Федерации и сообщает
следующее.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее
- Закон о ККТ) в случае, если кредитная организация применяет платежный
терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не
являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие
только ей на праве собственности или в силу
специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения
не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей,
такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной
контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах,
опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и
обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте
и в фискальной памяти.
При этом согласно п. 2 ст. 4 и п. 3 ст. 7
Закона о ККТ функции по утверждению порядка применения кредитными организациями
контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов, а также
осуществлению контроля за соблюдением кредитными
организациями требований Закона о ККТ возложены на Центральный банк Российской
Федерации.
Таким образом,
Закон о ККТ не содержит изъятия в отношении кредитных организаций, применяющих
банкоматы и платежные терминалы, предусмотренные в абз.
4 п. 2 ст. 6 Закона о ККТ, по вопросу утверждения Центральным банком Российской
Федерации порядка применения кредитными организациями контрольно-кассовой
техники и используемых в ней программных продуктов, а также осуществления
контроля за соблюдением кредитными организациями требований Закона о ККТ.
Г.И.ЛУНТОВСКИЙ
07.06.2010