Проблемная ситуация: Об учете в целях исчисления
налога на прибыль доходов и расходов при проведении утилизации автотранспортных
средств.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2010 г. N 03-03-06/1/392
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и
расходов при проведении утилизации автотранспортных средств в
целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия и термины
гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено
Кодексом.
В соответствии с п. 5.25 Государственного
стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52104-2003
"Ресурсосбережение. Термины и определения" утилизация - виды работ по
обеспечению ресурсосбережения, при которых осуществляются переработка и/или
вторичное использование отслуживших установленный срок и/или отбракованных
изделий, материалов, упаковки и т.п., а также отходов.
Согласно ст. 250 Кодекса
внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 Кодекса.
Также в ст. 250 Кодекса приведен перечень внереализационных доходов, который не
является исчерпывающим.
По нашему мнению, стоимость материалов,
полученных в результате проведения утилизации, подлежит включению в состав
внереализационных доходов.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных
бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик
вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого
имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз.
2 п. 2 ст. 254 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 268 Кодекса при
реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в данной статье,
налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму
расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы
по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При
этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и
реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 Кодекса.
Учитывая, что расходы на создание и
приобретение данного актива (лома черных и цветных металлов, полученных в
результате утилизации) отсутствуют, доходы от его реализации в целях налогового
учета могут быть уменьшены только на расходы, непосредственно связанные с
реализацией данного имущества.
Если право собственности остается у
подрядчика, проводящего утилизацию, учет лома черных и цветных металлов,
полученных в результате утилизации и подлежащих дальнейшей реализации, производится
в вышеописанном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.06.2010