Проблемная ситуация: Согласно Письму Минфина России от
15.09.2005 N 03-11-02/37 при осуществлении деятельности по реализации товаров в
розницу как физическим, так и юридическим лицам налогоплательщик имеет право
применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
В то же время до 1 января 2006 г. под
розничной торговлей понималась торговля товарами и оказание услуг покупателям
за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
При этом оказание бытовых услуг выделено
в НК РФ как самостоятельный вид деятельности, при осуществлении которого
налогоплательщик имеет право применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Что подразумевается под оказанием услуг
покупателям: деятельность по оказанию услуг по розничной торговле, перечень
которых закреплен в Общероссийском классификаторе видов экономической
деятельности ОК 004-93, или деятельность по оказанию
бытовых услуг, перечень которых закреплен в Общероссийском классификаторе услуг
населению ОК 002-93?
Можно ли применять систему
налогообложения в виде ЕНВД, если налогоплательщик реализовывал товар в розницу
и оказывал при этом сопутствующие розничной торговле услуги покупателям -
юридическим лицам?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2010 г. N 03-11-11/159
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности отнесения
к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
сопутствующих услуг и на основании информации, изложенной в письме, сообщает
следующее.
Исходя из ст. 346.26 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный
доход переводится в том числе предпринимательская
деятельность в сфере розничной торговли.
До 1 января 2006 г. согласно ст. 346.27
Кодекса к розничной торговле относилась торговля товарами и оказание услуг
покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Согласно действующей редакции ст. 346.27
Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность,
связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с
использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
В соответствии с п. 98 Государственного
стандарта РФ ГОСТ Р51303-99 "Торговля. Термины и определения",
утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, под
услугой торговли понимается результат взаимодействия продавца и покупателя, а
также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей
покупателя при купле-продаже товаров. К данным услугам, в частности, могут быть
отнесены услуги по доставке товаров, по упаковке и сборке, по установке
приобретенных покупателем товаров и т.д.
Учитывая
изложенное, если обязанность продавца по оказанию дополнительных услуг
предусматривается договором розничной купли-продажи и их стоимость включается в
цену реализуемого товара, то такие услуги следует рассматривать как способ
исполнения обязанности продавца по передаче товара покупателю, а не в качестве
самостоятельного вида предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 458
Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому оказание продавцом сопутствующих услуг, предусмотренных
договором розничной купли-продажи, подлежит налогообложению единым налогом на
вмененный доход как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности,
связанной с осуществлением розничной торговли.
Если те или иные виды услуг оказываются
на основании отдельного договора, а не в рамках договора розничной
купли-продажи и оплата за оказанные услуги производится отдельно, то в целях
применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
такую деятельность следует рассматривать в качестве самостоятельного вида
предпринимательской деятельности.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии
со ст. 346.26 Кодекса как в действующей редакции, так
и в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г., система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход может применяться в отношении
предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг.
Одновременно
обращаем внимание, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении
в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов
технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N
677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной
информации в социально-экономической области" (далее - Положение),
определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации,
относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта
к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора,
за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения
установлено, что предоставление органам государственной власти, органам
местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся
общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная
служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских
классификаторов.
Определение кода вида деятельности,
подлежащего переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, в том числе в целях заполнения налоговой декларации,
возлагается на налогоплательщика.
В связи с этим по вопросам, касающимся
применения классификаторов, следует обращаться в Ростехрегулирование.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.06.2010