Проблемная ситуация: Российская организация направляла
своих работников в длительную командировку за границу в 2009 г. В период
нахождения в длительной командировке работники выполняли свои трудовые
обязанности, предусмотренные их трудовыми договорами, за пределами территории
РФ. Организация исчислила и произвела удержание НДФЛ с сумм доходов,
выплаченных данным работникам за период их работы за границей в 2009 г., по
ставке налога 13% или 30% в зависимости от налогового статуса каждого из них.
Кроме того, некоторые работники организации выполняют свои трудовые обязанности
на территории других государств, что установлено в их трудовых договорах.
В соответствии с пп.
6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных
обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за
пределами РФ признается доходом налогоплательщика от источников за пределами
РФ.
Подпункт 3 п. 1 ст. 228 НК РФ
устанавливает, что физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы
от источников, находящихся за пределами РФ, производят исчисление и уплату НДФЛ
в отношении данного вида дохода самостоятельно, а также несут обязательство по
подаче налоговой декларации в российские налоговые органы.
Пункт 2 ст. 209 НК РФ устанавливает, что
доход, полученный от источников за пределами РФ физическими лицами, не
являющимися налоговыми резидентами РФ, не является объектом налогообложения по
НДФЛ.
В таких обстоятельствах организация не
могла быть признана налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых своим
работникам - налоговым резидентам РФ, находящимся в командировке за границей в
2009 г., и, соответственно, не должна была производить исчисление и удержание
НДФЛ. Также организация не должна исчислять и удерживать НДФЛ с сумм доходов,
выплачиваемых своим работникам, выполняющим трудовые обязанности за границей.
Подлежит ли возврату НДФЛ, удержанный с сумм доходов работников организации,
находившихся в длительной командировке за границей, как излишне удержанный
налоговым агентом вне зависимости от налогового статуса данных физических лиц в
2009 г.?
Правомерно ли не удерживать НДФЛ с
доходов работников, выполняющих трудовые обязанности за границей, получающих
заработную плату через российскую организацию и являющихся налоговыми
резидентами и нерезидентами РФ соответственно?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 2010 г. N 03-04-06/6-120
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на
доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации в период их
нахождения за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса
плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица,
являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические
лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса
определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами
Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным
от источников за пределами Российской Федерации.
В случае если в соответствии с трудовым
договором место работы сотрудников организации находится в иностранном
государстве, получаемое ими вознаграждение относится к доходам, полученным от
источников за пределами Российской Федерации.
Как указывается в рассматриваемом письме,
все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовыми договорами, работники
организации выполняют за пределами Российской Федерации. В
таком случае фактическое место работы сотрудников будет находиться в
иностранном государстве и такие сотрудники не могут считаться находящимися в
командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской
Федерации служебная командировка представляет собой поездку работника по
распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного
поручения вне места постоянной работы.
При направлении работников на работу за
границу, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым
договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими
вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на
территории иностранного государства, которое не относится к доходам от
источников в Российской Федерации.
До момента, пока сотрудники организации
будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами
Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы
физических лиц по ставке 13 процентов.
В соответствии с пп.
3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской
Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской
Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц
производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Таким образом, в отношении доходов
сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской
Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую
организацию п. 2 ст. 226 Кодекса не возлагаются обязанности по исчислению,
удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в бюджетную систему
Российской Федерации в отношении указанных доходов.
В случае если в течение налогового
периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким
до конца налогового периода, такие лица, в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса,
не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам,
полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно, обязанностей
налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами
Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса
нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.06.2010