Проблемная ситуация: Организацией был получен товар на
товарный склад. Товары были получены и оприходованы на основании накладных по
форме N ТОРГ-12. У организации отсутствует обязанность по доставке груза по
условиям договоров поставки с контрагентами-поставщиками. В дальнейшем
оприходованный товар был отгружен покупателям.
Нужна ли товарно-транспортная накладная
по форме N 1-Т для подтверждения факта приобретения товаров и признания
расходов на их приобретение в целях исчисления налога на прибыль? Или для этих
целей достаточно лишь товарной накладной по форме N ТОРГ-12?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к
своей компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей
налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
На основании абз.
1 ст. 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого
отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения
информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных
документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным
Кодексом.
При этом товарно-транспортная накладная
(форма N 1-Т) относится к первичным документам по учету движения товаров.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы
строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"
товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения
товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным
транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит из
двух разделов, при этом товарный раздел накладной определяет взаимоотношения
грузоотправителей и грузополучателей и служит для списания товарно-материальных
ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
Постановлением Госкомстата России от
25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету торговых операций" утверждена товарная накладная
(форма N ТОРГ-12), она относится к первичной учетной документации по учету
торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных
ценностей сторонней организации.
Товарная накладная составляется в двух
экземплярах, первый экземпляр остается в организации, сдающей
товарно-материальные ценности, являясь основанием для их списания. Второй
экземпляр передается сторонней организации и является основанием для
оприходования этих ценностей.
Таким образом, по мнению Департамента,
если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для
оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить
оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная
накладная (форма N ТОРГ-12).
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.06.2010