Вопрос: О порядке
применения платежным агентом ККТ в составе платежного терминала при приеме
платежей физических лиц.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2010 г. N 03-01-15/4-129
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники, оснащенной фискальной памятью, и сообщает.
В силу п. 12 ст. 4
Федерального закона от 30.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей
физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный
закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать
контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также
соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Статья 6 Федерального закона N 103-ФЗ
устанавливает требования к платежным терминалам и предусматривает обязанность
платежному агенту при приеме платежей использовать платежный терминал,
содержащий в своем составе контрольно-кассовую технику (п. 1).
Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна
соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (п.
4).
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54-ФЗ) под контрольно-кассовой техникой, используемой при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт,
понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью,
электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Пунктом 1 ст. 2
Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника,
включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской
Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными
предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
Согласно п. 1.1 ст. 4 Федерального закона
N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала,
применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата,
применяемого банковскими платежными агентами, должна в том числе:
иметь фискальную память с накопителями
фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
обеспечивать некорректируемую регистрацию
и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на
контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять
информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в
некорректируемом виде;
эксплуатироваться в фискальном режиме, а
в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом
или банкоматом;
передавать в фискальном режиме в
платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в
некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации,
зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и
первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя,
применяющих платежный терминал или банкомат.
Обращаем внимание,
что в соответствии с действующим законодательством любая модель
контрольно-кассовой техники (контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной
памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные,
программно-технические комплексы), включенная в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу Федерального закона N
103-ФЗ и не соответствующая требованиям указанного Федерального закона, может
применяться при приеме платежей до 1 января 2014 г. при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 г.
Одновременно сообщаем, что Министерство
финансов Российской Федерации не является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения
контрольно-кассовой техники.
Настоящее письмо Департамента не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не
является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
16.06.2010