Проблемная ситуация: Об учете в целях налога на
прибыль расходов в виде взносов, уплачиваемых организациями угольной
промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплат к пенсии в
соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2010 г. N 03-03-04/2
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу, относящемуся к своей
компетенции, сообщает следующее.
Согласно ст. 1
Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном
обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной
промышленности" (далее - Федеральный закон N 84-ФЗ) с 1 января 2011 г.
лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный
рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав
горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве
работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков,
забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие
пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее -
работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную
доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых
организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии
(далее - взносы).
Статьей 5
Федерального закона N 84-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на
выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и
доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов,
сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за
неправомерные действия, связанные с реализацией Федерального закона N 84-ФЗ.
Статьей 6
Федерального закона N 84-ФЗ для плательщиков взносов установлен тариф взносов в
размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу
работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых
горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля
и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих
очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Что касается вопроса об учете в целях
налогообложения прибыли расходов в виде взносов, уплачиваемых организациями
угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на
выплату доплат к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 84-ФЗ, сообщаем
следующее.
Согласно п. 1 ст. 247 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на
прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая
для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на
величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в
целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходы в виде взносов, уплачиваемых
организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации на выплату доплат к пенсии на основании федерального закона, не
поименованы в ст. 270 НК РФ и в целях ст. 252 НК РФ являются обоснованными
затратами.
Учитывая изложенное,
с 1 января 2011 г. расходы в виде взносов, уплачиваемых организациями угольной
промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату
доплат к пенсии, следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с
производством и (или) реализацией, на основании пп.
49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
17.06.2010