Проблемная ситуация: О порядке учета
при исчислении налога на прибыль расходов организации на переселение жителей с
территории санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом
формирования санитарно-защитной зоны действующего промышленного объекта
(затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на
территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2010 г. N 03-03-06/1/418
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли
расходов организации на создание санитарно-защитной зоны и сообщает следующее.
В соответствии с положениями Федерального
закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях
охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и
охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны
создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено,
что при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом
перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных
объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов,
объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов необходимо
соблюдать санитарные правила.
Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 утверждены
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-защитные зоны
и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03" (далее - Правила).
В Правилах установлены гигиенические
требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной
классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их
организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров. Указанные
требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и
эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий,
зданий и сооружений, в том числе промышленного назначения, которые являются
источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пунктами 3.1 и 3.2 Правил предусмотрено,
что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах
разработки градостроительной документации, проектов строительства,
реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и
(или) группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны
определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта
санитарно-защитной зоны для объектов I - III классов опасности является
обязательной.
В проекте санитарно-защитной зоны на
строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих
промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены
мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение
жителей в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение
жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и
производств.
Из письма следует, что проект формирования
санитарно-защитной зоны действующего промышленного объекта предусматривает
переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны. В этих целях
организацией приобретены жилые квартиры, заключены договоры мены жилых домов с
жителями, проживающими на указанной территории, и после перехода права
собственности на данные дома к организации осуществлен их снос.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций в составе материальных расходов учитываются затраты, которые
связаны с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества
природоохранного назначения, и в частности - расходы, связанные с формированием
санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными
санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами.
В то же время в
соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства
определяется как сумма расходов на его приобретение (а если имущество получено
безвозмездно - как сумма, в которую оно оценено согласно п. 8 ст. 250 Кодекса),
сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно
пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом). Первоначальная
стоимость основного средства погашается через механизм амортизации.
Таким образом, расходы производственной
организации по формированию санитарно-защитных зон в соответствии с
государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами,
обязанность по формированию которых согласно предпроектной
и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим
перевооружением основных средств, признаются расходами, связанными с доведением
основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию.
На основании ст. 257 Кодекса подобные
расходы, в том числе затраты на отселение жителей (включая затраты на
приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории
санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов), учитываются в
первоначальной стоимости объекта основных средств.
Затраты, связанные с формированием
санитарно-защитных зон, в том числе указанные выше затраты на отселение
жителей, которые невозможно отнести к конкретному объекту основных средств,
учитываются в составе материальных расходов на основании ст. 254 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
17.06.2010