Проблемная ситуация: Межрайонная ИФНС возвратила без исполнения документы организации о постановке на налоговый учет
обособленного подразделения в связи с изменением места нахождения
данного обособленного подразделения.
Согласно позиции
вышеназванного налогового органа, поскольку термин "изменение места
нахождения", используемый в действующем законодательстве, применим только
к юридическому лицу, при изменении адреса обособленного подразделения ОАО
должно осуществить процедуру закрытия (снятия с учета) по старому адресу и
создания (постановки на учет) по новому адресу, т.е. в соответствии с п. 2 ст.
23 НК РФ в налоговый орган по месту учета
организации надлежит направить сообщения о закрытии и создании обособленного
подразделения.
Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ
налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган
соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных
подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного
месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности
организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного
подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту
нахождения организации по форме N С-09-3, утвержденной Приказом ФНС России от
21.04.2009 N ММ-7-6/252@.
Между тем организация не принимала
решение о прекращении деятельности (закрытии) и создании нового обособленного
подразделения и в своем уведомлении в налоговый орган информировала об
изменении сведений о нем в части изменения места нахождения.
Кроме того, изменение места нахождения
обособленного подразделения происходит в пределах территории, подведомственной
одному и тому же налоговому органу.
При этом согласно Письму Минфина России
от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73 до внесения соответствующих изменений в часть
первую НК РФ налоговые органы обеспечивают учет организаций по месту нахождения
их обособленных подразделений на основе исследования фактических обстоятельств,
руководствуясь действующим законодательством РФ, а также учитывая вступившие в
силу судебные решения.
Также необходимо отметить, что в
арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих необоснованность
требований налоговых органов, аналогичных вышеуказанным требованиям ИФНС.
Так, ФАС Дальневосточного округа в
Постановлении от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008 указал на то, что вывод налогового
органа о том, что термин "изменение места нахождения" относится
только к юридическому лицу, не основан на нормах права. Налоговому органу
достаточно уведомления общества об изменении места нахождения обособленного
подразделения для снятия и постановки его на налоговый учет по новому адресу.
Бездействие налогового органа, выразившееся в невыдаче уведомления о постановке
общества на учет по месту нахождения обособленного подразделения, нарушает
права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Правомерны ли требования ИФНС,
предъявленные к организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2010 г. N 03-02-07/1-282
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке постановки на учет
организации по месту нахождения ее обособленного подразделения и сообщается
следующее.
Для целей Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) и иных актов законодательства о налогах и сборах
местом нахождения обособленного подразделения российской организации является
место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное
подразделение (п. 2 ст. 11 Кодекса).
В соответствии с законодательством
Российской Федерации места нахождения организации, ее обособленных
подразделений определяются через соответствующие адреса.
Кодексом и гражданским законодательством
Российской Федерации не определяется, что понимается под изменением места
нахождения обособленного подразделения организации.
В Государственной Думе подготавливается к
рассмотрению во втором чтении законопроект N 269777-5, которым предусмотрено
внесение изменений в часть первую Кодекса, в том числе направленных на
совершенствование порядка учета организаций в налоговых органах.
Впредь до внесения
указанных изменений в Кодекс при изменении адреса, по которому организацией
осуществлялась деятельность через обособленное подразделение, в отношении этой
организации осуществляются процедуры снятия с учета в налоговом органе по месту
осуществления деятельности через обособленное подразделение по старому адресу и
постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности
организации по новому адресу.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18.06.2010