Проблемная ситуация: О налогообложении земельным
налогом земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных
угодий.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июня 2010 г. N 03-05-06-02/59
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о налогообложении
земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, и
сообщается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектами налогообложения, на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые
вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право
постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого
владения на земельный участок.
В силу п. 1 ст. 392 Кодекса в отношении
земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база
по земельному налогу определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся
собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей
долевой собственности.
Статьей 15 Федерального закона от
24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" установлено, что земельная доля, полученная при приватизации
сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона,
является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения.
На основании ст. 18
Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ свидетельства о праве на земельные
доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу
указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о
приватизации сельскохозяйственных угодий,
удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с
записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
Учитывая изложенное,
налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных долей, полученных
при приватизации сельскохозяйственных угодий, признаются собственники таких
земельных долей.
Одновременно сообщается, что особенности
оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения определены в гл. III Федерального закона от
24.07.2002 N 101-ФЗ.
В частности, в силу
п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ участник долевой
собственности без выделения земельного участка в счет земельной доли по своему
усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный
(складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный
участок, находящийся в долевой собственности, либо передать свою земельную долю
в доверительное управление, продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной
организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства,
использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник
долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению
иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона
от 24.07.2002 N 101-ФЗ участник долевой собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в
счет своей земельной доли. При этом местоположение земельного участка,
выделяемого в счет земельной доли, определяется участниками долевой
собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой
собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой
собственности земельного участка, предназначенной для выделения в
первоочередном порядке.
Кроме того, отмечается, что на основании
Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N
450, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере земельных отношений в части, касающейся земель
сельскохозяйственного назначения, является Минсельхоз России.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.06.2010