Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для начисления организацией в целях исчисления налога на прибыль
амортизации по имуществу, принятому в доверительное управление данной
организацией.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/424
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке начисления
амортизации по имуществу, переданному в доверительное управление, и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
п. 11 и 12 Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций,
связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом,
утвержденных Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, при организации
бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный
учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом,
обособленный от операций, связанных с собственным имуществом доверительного
управляющего.
Отражение операций, связанных с
осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и
учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке при
соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем
управления. Амортизация переданного в доверительное управление имущества
продолжает начисляться способом и в пределах срока полезного использования,
которые были приняты учредителем управления.
На каждую отчетную дату доверительный
управляющий представляет учредителю управления данные об активах,
обязательствах, доходах, расходах и других показателях. Последний
отражает эти данные в своей бухгалтерской и налоговой отчетности.
На основании п. 3 ст. 276 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы, связанные с
осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая
амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего),
признаются расходами, связанными с производством или внереализационными
расходами учредителя управления, в зависимости от вида осуществленных расходов.
Таким образом, расходы, связанные с
начислением амортизации по имуществу, переданному в доверительное управление,
учитываются у учредителя управления, а не у доверительного управляющего.
В п. 1 ст. 256 Кодекса
указано, что амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются
имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты
интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве
собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для
извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Согласно положениям п. 1 ст. 1012
Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в доверительное
управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному
управляющему.
Учитывая изложенное, считаем, что
организация, принявшая в доверительное управление недвижимое имущество, не
может начислять по нему амортизацию, поскольку данное имущество не принадлежит
этой организации на праве собственности.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
22.06.2010