Проблемная ситуация: В 2008 г. организация по договору
долевого строительства приобрела у застройщика нежилое помещение (часть первого
этажа в жилом доме) без "чистовой" отделки. Акт сдачи-приемки с
застройщиком был подписан в мае 2008 г., регистрация права собственности на
помещение оформлена в марте 2009 г. В настоящее время помещение организацией не
используется, так как финансовой возможности его ремонта у организации в период
кризиса нет.
Может ли организация учитывать
вышеуказанное помещение на счете 08, не ставя его на учет
на счет 01 в связи с невозможностью использования в производственной
деятельности (нет ремонта)?
Когда следует вводить здание в
эксплуатацию, начислять амортизацию в целях исчисления налога на прибыль и
платить налог на имущество - в мае 2008 г. (акт сдачи-приемки с застройщиком),
или в марте 2009 г. (госрегистрация права
собственности), или по окончании ремонтных работ, когда помещение будет готово
к использованию?
Если помещение принято к учету на счете
01 и производится начисление амортизации в бухгалтерском учете, то:
- можно ли в налоговом учете согласно п.
1 ст. 256 (объект не используется в производственной деятельности) не начислять
амортизацию, тем самым не уменьшая стоимости этого помещения в налоговом учете
на сумму начисленной амортизации;
или
- следует начислять амортизацию в
налоговом учете, уменьшать стоимость здания на сумму начисленной амортизации, а
при расчете по налогу на прибыль не уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму
начисленной амортизации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/425
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в
соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации,
утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005
N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по
существу обращения по практике применения нормативных правовых актов
Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно
обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций
признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное
во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному
соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
порядке, установленном для ведения бухгалтерского
учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.
Статьей 25 Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на
созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов,
подтверждающих факт его создания.
Таким документом является разрешение на
ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской
Федерации), которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции,
капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в
соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного,
реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному
плану земельного участка и проектной документации. При этом к заявлению о
выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются
в том числе акт приемки объекта капитального строительства (в случае
осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании
договора) и документ, подтверждающий соответствие построенного,
реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства
требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.
Согласно Инструкции
по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N
94н, и Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина
России от 30.12.1993 N 160) расходы застройщика, связанные с возведением
объектов строительства (реконструкцией), отражаются в бухгалтерском учете на
счете 08 "Вложения во внеоборотные активы"
и списываются на счет 01 "Основные средства" при принятии инвестором, застройщиком
(заказчиком) объектов, законченных строительством, к учету в качестве основных
средств.
В соответствии с
Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01,
утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001
N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при
одновременном выполнении условий, установленных п. 4 этого Положения, то есть
когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности
организации.
В части начисления амортизации для целей
налогообложения прибыли сообщаем следующее.
На основании п. 1 ст. 256 Кодекса
амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной
собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности
(если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения
дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым
имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12
месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Начисление амортизации по объектам
амортизируемого имущества, согласно п. 4 ст. 259 Кодекса, начинается с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в
эксплуатацию.
Учитывая изложенное, считаем, что по
объектам, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода,
амортизация начисляться не может.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.06.2010