Проблемная ситуация: При определении
обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебных
автомобилей организация для целей налога на прибыль учитывает
Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на
автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса
России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
В 2010 г. организация приобрела
автомобили марки "ВАЗ-217030", на которые Минтрансом России не
утверждены нормы расхода топлив.
В целях введения в действие приказом
предприятия норм расхода топлив на автомобили марки "ВАЗ-217030"
организация подала заявку в научную специализированную организацию на
разработку таких норм по специальной программе-методике.
Срок разработки данных норм определен до
конца III квартала 2010 г.
Возможно ли в целях исчисления налога на
прибыль в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных
материалов не утверждены, до принятия приказа организации, утверждающего нормы,
разработанные в установленном порядке научной специализированной организацией,
руководствоваться соответствующей технической документацией и (или)
информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля?
Какие нормы расхода топлив до принятия
приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке
научной специализированной организацией, необходимо применять для служебного
автомобиля "ВАЗ-217030"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2010 г. N 03-03-06/4/61
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли организаций затрат на приобретение ГСМ и сообщает
следующее.
Организация может
учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов либо в
соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе материальных расходов, либо
согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих
расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на
содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого
транспорта.
В соответствии с пп.
11 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся в том числе расходы на
содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного
и иных видов транспорта).
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты
налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов,
расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим
налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление
зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Названными нормами не предусмотрено
ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.
В то же время расходы должны
соответствовать критериям, указанным в ст. 252 Кодекса, в частности, должны
быть обоснованы. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что
они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
Нормы расхода топлив и смазочных
материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями
"Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном
транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта
Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие
Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на
автомобильном транспорте".
В соответствии с п.
6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной
техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив,
руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в
действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в
установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких
норм по специальной программе-методике.
Таким образом, при
определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для
служебного автомобиля налогоплательщик может учитывать Методические
рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном
транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта
Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие
Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на
автомобильном транспорте".
Как следует из письма, в целях введения в
действие приказом организации норм расхода топлив в отношении автомобилей, для
которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены, налогоплательщиком
подана заявка в научную специализированную организацию на разработку таких
норм.
Считаем, что до принятия приказа
организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке,
налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической
документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.06.2010