Проблемная ситуация: Основным видом деятельности
управляющей организации является управление эксплуатацией жилого фонда. В
настоящее время система налогообложения в организации - УСН с объектом
налогообложения "доходы".
С собственниками жилых помещений
заключены договоры управления многоквартирным домом, а также агентские договоры
на сбор платежей за коммунальные услуги. Организация самостоятельно
осуществляет сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения. Плата за
содержание общего имущества остается в виде дохода организации, а плата за
коммунальные ресурсы перечисляется поставщику.
Самостоятельно энергоресурсы организация
не производит, действует только на основании договора, заключенного с
поставщиком коммунальных ресурсов, т.е. сколько начислено, столько организация
и обязана перечислить поставщику.
В налоговую базу по налогу, уплачиваемому
в связи с применением УСН, организация включает сумму начисленных платежей за
содержание общего имущества, а коммунальные платежи не включает, так как
является по этим платежам агентом. Правомерно ли указанное исчисление налога?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 2010 г. N 03-11-06/2/98
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме,
сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной
системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации
товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Статьей 249 Кодекса определено, что
доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг)
как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации
имущественных прав.
Выручка от
реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за
реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в
денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в
многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным
домом, как его управление управляющей организацией.
Согласно п. 2 ст.
162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным
домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны
(собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления
товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива
или органов управления иного специализированного потребительского кооператива)
в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять
работы по надлежащему содержанию и ремонту
общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам
помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам,
осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным
домом деятельность.
Исходя из этого суммы платежей
собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет
оказывающей данные услуги организации, должны учитываться в составе ее доходов
при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения.
Одновременно с этим
следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251
Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества
(включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному
поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому
договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат,
произведенных комиссионером, агентом и (или) иным
поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие
затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или)
иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным
доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное
вознаграждение.
В соответствии с п. 1 ст. 1005
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому
договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по
поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего
имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим
лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится
обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим
лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если
агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям,
вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51
"Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной
главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского
договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах
принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям п. 6 Информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004
N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть
признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре
сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет
принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только
в интересах принципала.
При соблюдении вышеуказанных условий по
сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему
налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения
учитывается только агентское вознаграждение.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
23.06.2010