Проблемная ситуация: Организация, применяющая УСН с
объектом налогообложения "доходы", осуществляет реализацию печного
топлива (дров) населению по тарифам и ценам, установленным в субъекте РФ.
Мэрия города предоставляет организации
субсидии на возмещение фактических убытков, возникающих в результате
государственного регулирования розничных цен на топливо, реализуемое населению.
В ст. 6 БК РФ указано, что получателями
бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) являются:
- орган государственной власти
(государственный орган);
- орган управления государственным
внебюджетным фондом;
- орган местного самоуправления;
- орган местной
администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или)
исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета,
если иное не установлено настоящим Кодексом. В этой статье не указаны коммерческие организации, которые получают
субсидии.
Однако в ст. ст. 69 и 78 БК РФ
предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Таким образом, вышеуказанные юридические лица, индивидуальные предприниматели и
физические лица - производители товаров, работ, услуг также являются
получателями бюджетных средств.
В соответствии с Письмами Минфина России
от 16.10.2009 N 03-11-06/2/209 и от 14.08.2009 N 03-11-06/2/153 организации,
работающие на УСН, должны включать суммы субсидий в состав доходов для целей
налогообложения.
Учитываются ли при определении налоговой
базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, субсидии, полученные
организацией в целях возмещения фактических убытков, возникающих в результате
государственного регулирования розничных цен на топливо, реализуемое населению?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2010 г. N 03-11-06/2/104
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения положений гл. 26.2
"Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) и на основании информации, изложенной в письме,
сообщает следующее.
В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15
Кодекса при определении объекта налогообложения организациями, применяющими
упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, предусмотренные ст.
251 Кодекса.
Так, на основании пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого
финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у
налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные
средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований,
выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным
учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением
целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним
относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании
решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и
решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые
поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно ст. 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств
являются, соответственно, орган государственной власти (государственный орган),
орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного
самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие
право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом
Российской Федерации. Бюджетным
учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое
обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию
государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в
соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет
средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в
порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Таким образом, субсидии, полученные
организациями (кроме автономных учреждений) в целях возмещения фактических
убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен
на топливо, реализуемое населению, учитываются при определении налоговой базы
по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.06.2010