| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О применении НДС и налога на прибыль организаций при предоставлении продавцом товаров покупателю скидок (премий, вознаграждений).

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 г. N 03-07-03/110

 

В связи с обращением Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении продавцом покупателю скидок (премий, вознаграждений) и сообщает.

Как следует из указанного письма, налогоплательщиками оформляются "отрицательные" счета-фактуры при предоставлении покупателям скидок (премий, вознаграждений). Однако нормами гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации выставление "отрицательных" счетов-фактур не предусмотрено. Поэтому в случае предоставления продавцом покупателю товаров скидок (премий, вознаграждений) рекомендуем руководствоваться Письмом Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112, упоминаемым в указанном письме.

При этом следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению его в цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. При этом согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускается.

Таким образом, на основании п. 4 ст. 9 Федерального закона предоставление продавцом покупателю продовольственных товаров вознаграждения за достижение определенного объема закупок не должно влиять на цены этих товаров. В этом случае у продавца товаров отсутствуют основания для уменьшения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, а у покупателя, соответственно, не возникает обязанность уменьшать налоговые вычеты.

Пунктом 11 ст. 9 Федерального закона действия хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные действия, направленные на продвижение продовольственных товаров, отнесены к услугам, которые оказываются на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Что касается налога на прибыль организаций, то порядок учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов в виде скидок, премий и бонусов зависит от особенностей оформления их предоставления в каждом конкретном случае.

Общий подход к учету вышеназванных расходов состоит в следующем.

Подпункт 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса относит к внереализационным расходам расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Вместе с тем в отношении скидок, предоставленных покупателям в форме изменения цены единицы товара, сопровождаемых внесением изменений в договор купли-продажи (поставки), положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса применяться не могут. В данном случае следует исходить из того, что, как следует из ст. 313 Кодекса, налоговый учет строится на основании первичных учетных документов, которыми являются в том числе гражданско-правовые договоры.

Таким образом, изменение данных первичных учетных документов, а именно изменение договора купли-продажи путем уменьшения цены единицы товара, должно найти свое отражение в корректировке данных налогового учета о стоимости проданных товаров. То есть в рассматриваемом случае налогоплательщик должен скорректировать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль организаций.

В то же время следует отметить, что согласно п. 1 ст. 54 Кодекса (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) с 1 января 2010 г. налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

К излишней уплате налога на прибыль организаций могут привести в том числе излишне учтенные доходы.

Последующее изменение договора купли-продажи, согласно которому цена товара уменьшена, ведет к уменьшению ранее признанных доходов от реализации в налоговом учете продавца, в результате чего образуется искажение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за прошлый отчетный (налоговый) период, приведшее к излишней уплате указанного налога. Поэтому продавец, предоставивший скидку в виде уменьшения цены единицы товара с внесением изменений в договор купли-продажи, вправе скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в периоде внесения изменений в указанный договор.

Осуществляя такую корректировку, налогоплательщик отражает сумму, на которую уменьшились его доходы от реализации (сумму скидки), в составе внереализационных расходов как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном (налоговом) периоде, и отражает ее по строке 301 Приложения N 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н).

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

29.06.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024