Проблемная ситуация: О нецелевом использовании средств
федерального бюджета, о заполнении унифицированных форм документации по учету
кассовых операций, об искажении бухгалтерской отчетности, а также о
расходовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2010 г. N 02-07-10/2383
Департамент бюджетной политики и
методологии Минфина России рассмотрел обращение бюджетной организации и в
рамках своей компетенции сообщает следующее.
1. О нецелевом использовании средств
федерального бюджета.
Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ) установлено, что нецелевое использование бюджетных
средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие
условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом,
бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и
расходов либо иным правовым основанием их получения.
Отнесение объекта материальных ценностей
к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или
материальные запасы) осуществляется получателем бюджетных средств
самостоятельно исходя из его предназначения и порядка использования, в
соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной
Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция по бюджетному
учету).
Учитывая
изложенное, Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России
сообщает, что бюджетные расходы на приобретение бензопилы (со сроком
использования более 12 месяцев), предусмотренные в смете по доходам от аренды
федерального имущества по коду классификации операций сектора государственного
управления (КОСГУ) 310 "Увеличение стоимости основных средств" и
санкционированные по коду КОСГУ 310, являются правомерными.
2. Для объективной квалификации
правонарушений, связанных с изменением источников финансирования работ по
заключенному государственному контракту, недостаточно предоставленной
информации.
3. О заполнении унифицированных форм
документации по учету кассовых операций.
Унифицированные
формы документов по учету кассовых операций, в том числе формы N N КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2
"Расходный кассовый ордер", утверждены Постановлением
Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по
учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в ред.
Постановлений Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36).
Порядок заполнения названных форм также
предусмотрен данным документом, который не содержит указания по заполнению
графы "код целевого назначения".
Инструкция по бюджетному учету, которой
руководствуются участники бюджетного процесса при отражении в бюджетном учете
операций по движению денежных средств, также не устанавливает требования по
ведению аналитического учета по коду КОСГУ в кассовых документах.
4. Вопросы, касающиеся досрочной уплаты
авансовых платежей по единому социальному налогу, относятся к компетенции
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
5. Об искажении бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 7
Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и
месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н, для
составления бюджетной отчетности участниками бюджетного процесса используются
данные Главной книги и других регистров бюджетного учета, установленных законодательством
РФ для получателей бюджетных средств, с обязательным проведением сверки
оборотов и остатков по регистрам
аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.
При этом в соответствии с Приказом
Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров
бюджетного учета" регистры бюджетного учета содержат информацию,
содержащуюся в принятых к учету первичных документах.
Учитывая изложенное,
данные бюджетной отчетности, представленные на основании регистров бюджетного
учета, в которые включена информация без подтверждающих оправдательных
первичных документов, следует рассматривать как недостоверные.
6. О расходовании средств, полученных от
предпринимательской и приносящей доход деятельности.
Понятие нецелевого использования средств,
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не
определено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем сообщаем, что согласно
Федеральному закону от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса
и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации
отдельных законодательных актов Российской Федерации" бюджетное учреждение
на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение
своей деятельности полученные им средства от оказания
платных услуг, в том числе средства от иной приносящей доход деятельности, на
основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств (далее - документ), в котором указываются
источники образования и направления использования указанных средств и
устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного
учреждения.
Таким образом, в случае если расходы по
пошиву форменных пиджаков в целях усиления духа корпоративности и воспитания
чувства гордости и уважения к своей профессии соответствуют направлениям,
указанным в документе, то указанные расходы не являются нецелевым
использованием средств. При этом осуществление данных расходов по коду КОСГУ
290 является нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации
Российской Федерации, утвержденных Минфином России.
Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
А.М.ЛАВРОВ
30.06.2010