Проблемная ситуация: Организация применяет общий режим
налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД. По общей системе
налогообложения организация реализует услуги в сфере образования, не облагаемые
НДС, и предоставления помещений в аренду, облагаемые НДС. В отношении услуг по
временному размещению и проживанию физических лиц, которые освобождены от НДС,
организация применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. С организацией
заключают договоры центры занятости населения на обучение и проживание
иногородних граждан. Организация выставляет акт выполненных работ и
счет-фактуру на обучение и проживание без НДС. При
нехватке мест для проживания организация заключает договор с другой
организацией на проживание. Кто в данном случае является налогоплательщиком
ЕНВД в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по временному
размещению и проживанию физических лиц? Подлежат ли налогообложению НДС услуги
по временному размещению и проживанию физических лиц?
Облагается ли страховыми взносами
стоимость подарков, полученных работниками от организации, не превышающая 4000
руб.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июля 2010 г. N 03-11-06/3/104
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений
гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
и сообщает следующее.
Согласно пп. 12 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям
представительных органов муниципальных районов, городских округов,
законодательных (представительных) органов государственной власти городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской
деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте
предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и
проживания не более 500 квадратных метров.
Согласно ст. 346.27
Кодекса к объектам предоставления услуг по временному размещению и проживанию
относятся здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для
временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома,
постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно
обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном
участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).
При этом под помещением для временного
размещения и проживания понимается помещение, используемое для временного
размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный
дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие
помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания
определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов
на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию
(договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов,
схем, экспликаций и других документов).
Исходя из изложенного налогоплательщиком
единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности,
связанной с оказанием услуг по временному размещению и проживанию физических
лиц, является организация, предоставляющая помещения для проживания физических
лиц.
В части вопросов
применения налога на добавленную стоимость организацией, применяющей систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, сообщаем, что в соответствии с п. 4 ст. 346.26 Кодекса
организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого
налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в
отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.
21 Кодекса, осуществляемых в рамках
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением
налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом
при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость"
Кодекса операции по оказанию услуг на территории Российской Федерации
признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом
перечень услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от
налогообложения), предусмотрен ст. 149 Кодекса.
Так, пп. 10 п.
2 ст. 149 Кодекса установлено, что услуги по предоставлению в пользование жилых
помещений в жилищном фонде всех форм собственности освобождаются от
налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим если оказываемые услуги по
временному размещению и проживанию к вышеуказанным услугам не относятся, то
такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в
общеустановленном порядке.
Что касается
определения налоговой базы при оказании услуг по временному размещению и
проживанию, то согласно п. 1 ст. 154 Кодекса при оказании услуг налоговая база
по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих услуг,
исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, и без
включения в них налога. При этом п. 1 ст.
40 Кодекса установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров,
указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта
цена соответствует уровню рыночных цен.
Учитывая изложенное,
в случае если при оказании услуг по временному размещению и проживанию система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не применяется, налог
на добавленную стоимость исчисляется в вышеуказанном порядке.
В связи с тем
что из письма не ясно, какой договор заключен налогоплательщиком с другой
организацией на размещение и проживание физических лиц, конкретный ответ на
поставленные вопросы дать не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что по вопросам
уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N
212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" следует обращаться в Минздравсоцразвития
России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.07.2010